Жизнь в документальном мире

Мария Ремига,

В день рождения Мартина Скорсезе не грех вспомнить о «параллельной» линии его творчества — документальном кино.

Годар как-то сказал — «чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей». В своих документальных работах великий Марти занимается именно этим — исследует природу внутренней свободы, как правило, на примере выдающихся людей. Конечно, в его фильмах можно найти не только это. Пресловутая правда 24 кадра в секунду таит в себе множество смыслов и несмотря на то, что документальное кино, в отличие от художественного, старается не прятать сути за декорациями, оно не всегда дает прямые ответы на важные вопросы. Но, безусловно, помогает найти их.

Выбирать лучший фильм из документального каталога Скорсезе — дело неблагодарное и неблагородное. Мы и не стали, а просто вспомнили несколько любимых работ, с которых, впрочем, неплохо начинать знакомство с «документальным Марти».


A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies / История американского кино от Мартина Скорсезе, 1995

Хозяюшке на заметку: если вы ни хрена не разбираетесь в американском кино, но очень хотите, то немедленно бегите к дядюшке Мартину — он вам все расскажет и покажет. Классический Голливуд в разрезе: как развивались вестерны, мюзиклы и гангстерские фильмы, какие именно пинки режиссеры давали коммерческим лентам, дабы они взлетели на новую высоту — в этой ленте, наплевав на хронлогию, Скорсезе рассказывает о картинах, оказавших на него наибольшее влияние. И нет причин не доверять его взгляду — Мартин и сам плоть от плоти классического американского кино в лучшем виде.


George Harrison: Living in the Material World / Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире, 2011

В жизни Скорсезе музыка явно занимает не последнее место: в свое время он успел снять фильм о «роллингах» и поучаствовать в проекте «Блюз» (о нем — ниже). Но самая, пожалуй, известная и мастерски сработанная картина на эту тему в его карьере — две серии документального фильма для HBO про Джорджа Харрисона. Строго говоря, эта лента не только и не столько о музыке — это попытка дать портрет эпохи (60-е годы, где вода мокрее, солнце ярче и девки моложе). Попытка успешная — иначе у Марти никак.


The Blues / Блюз, 2003

Яркий пример работы Скорсезе в команде, да еще какой: вместе с Мартином над сериалом «Блюз» работали такие люди как Клинт Иствуд, Вим Вендерс, Марк Левин, я список кораблей прочел до середины. Мартин был вдохновителем и руководителем проекта, главная идея которого — обнажить природу традиционной «черной» музыки Америки, показать его, как пела одна хорошая группа, потенциал и скрытую силу. Это не просто история из серии «мы позвали классных дядь, сейчас они дадут вам справку о предмете», это увлекательное путешествие по горячим следам любви.


The 50 Year Argument / The New York Review of Books: Спор длиною в полвека, 2014

Последняя на данный момент документальная работа Скорсезе, которой глупая общественность уделила слишком мало внимания, а зря. Драйвовая лента о ведущем интеллектуальном журнале Америки The New York Review of Books способна увлечь не хуже какого-нибудь боевика, ибо там есть все, что нужно: впечатляющие герои и борьба за правду. The Independent назвал картину «Бандами Нью-Йорка» от литературы» — совершенно справедливо, надо заметить.


The Key to Reserva / Ключ от резервы, 2007

Закроем наш список прекрасной киношуткой от маэстро — короткометражкой «Ключ от резервы», где пародируются классические приемы из фильмов Хичкока. В Key to Reserva Скорсезе попытался представить, как мастер саспенса снимал бы кино в наше время. Итог получился познавательным и смешным.


Мария Ремига