Venice 2017: «Форма воды»
Maria Remiga,
Международный чемпионат по «Покажи «Ла-Ла Ленд» продолжается: вот и Гильермо Дель Торо выступил со своим номером. Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля сами знаете чего. «Состояние воды» по духу наследует романтическую классику Голливуда, хотя вполне мог бы оказаться условным ремейком «Химеры» для чутких душ

Форма воды / The Shape of Water
Режиссер: Гильермо дель Торо
В главных ролях: Майкл Шеннон, Даг Джонс, Майкл Стулбарг, Салли Хокинс, Октавия Спенсер, Ричард Дженкинс, Лорен Ли Смит
Дата премьеры в РФ: 18 января 2018

60-е, Балтимор. Немая женщина по имени Элиза (Салли Хокинс) работает уборщицей на секретном военно-исследовательском объекте, а в свободное время пытается как-то побороть свое одиночество. Она водит дружбу с приятной коллегой (Октавия Спенсер), геем-иллюстратором-неудачником (Ричард Дженкинс), но все это, конечно, не совсем то. «То» появляется в ее жизни, когда военные привозят на объект невозможно красивое чудовище (Даг Джонс), которое как и Элиза не может говорить, зато прекрасно умеет слушать.

Международный чемпионат по «Покажи «Ла-Ла Ленд» продолжается: вот и Гильермо Дель Торо выступил со своим номером. Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля сами знаете чего. «Состояние воды» по духу наследует романтическую классику Голливуда, хотя вполне мог бы оказаться условным ремейком «Химеры» для чутких душ: все возможные стадии любви с чудовищем проматываются на небыстрой перемотке, финишируя на территории той, что с большой буквы Л. Все это происходит на фоне изумительно красивого мира (впрочем, было бы странно, если бы Дель Торо вдруг снял бледное кино), в котором страсть винтиков и лопастей сталкивается с открыточными видами города а-ля «Амели».

Что в «Состоянии воды» поражает больше всего (кроме того, что там вытворяет Майкл Шеннон в роли главного злодея), так это легкость, с которой Дель Торо регулярно ныряет в море патоки и выходит оттуда сухим. Любой другой фильм все эти черно-белые танцы, капли воды на стекле и вечная кротость на лице Салли Хокинс похоронила бы заживо, превратила бы в книжку-раскраску. Но здесь есть и драйв, и ускользающая красота, и чистая поэзия и Майкл Стулбарг, играющий героя по фамилии Михалков и объясняющийся на русском конструкциями «я склонен полагать, что». Это очень неровное кино, на каком-то уровне бесконечно уязвимое, но и как стихия, вынесенная в название, свободное. Как вода, фильм принимает то состояние, которое хочет конкретный зритель — мелодрама, триллер, хоррор, сатира, выбирай на вкус.