«Сентенция»: Черно-белая драма о последних днях жизни Варлама Шаламова

Daria Postnova,

Сентенция
Режиссер: Дмитрий Рудаков
В главных ролях: Александр Рязанцев, Федор Лавров, Павел Табаков, Сергей Марин
Дата проката в РФ: 17 декабря 2020

Ужасно видеть лагерь, и ни одному человеку в мире не надо знать лагерей. Лагерный опыт — целиком отрицательный до единой минуты. Человек становится только хуже. И не может быть иначе. Там много такого, чего человек не должен знать, не должен видеть, а если видел — лучше ему умереть.

Писатель Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов», провел в лагерях на Колыме в общей сложности почти 20 лет. Черно-белая «Сентенция» рассказывает о последних годах его жизни, уже в московском доме престарелых. Но это не совсем обычный байопик — «Сентенция» построена примерно как рассказы Шаламова: смесь реальности и снов, линейного повествования и потока сознания.

Одна из сюжетных линий развивается, вероятно, исключительно в голове изможденного возрастом, болезнями и политическими ссылками Шаламова. Главное в ней — абсурдные (и смешные) диалоги, напоминающие недавний «Маяк» Роберта Эггерса и иногда грамматические игры Э.Э.Каммингса, а также безупречный мужчина в костюме (Сергей Марин), издевающийся над писателем, и олицетворяющий то ли советскую власть, то ли внутреннего врага Шаламова, нажитого за годы мучений.

В другой сюжетной линии два энтузиаста (Федор Лавров и Павел Табаков) пытаются сохранить творчество запрещенного писателя, навещая его знакомых и часами записывая обрывки стихотворений, которые срываются с его губ. Эта часть фильма задумана как основная, видимо, для того, чтобы все-таки придать картине очертания стандартного байопика, в котором есть даже пять романтических минут. Правда, цельности добиться не удалось и в итоге остается впечатление, что две разных ленты зачем-то склеили друг с другом.

----1

Но несмотря на это, «Сентенция» — картина, которая работает вопреки (или, возможно, благодаря) именно своей неидеальности, шероховатости. Актер Александр Рязанцев, исполнивший главную роль, про своего героя сказал: «Он тихий». То же самое можно сказать и про весь фильм. Несмотря на леденящую жестокость происходящего, на страхи эпохи, отношения между актерами в кадре строятся на тактильности, они почти всегда на максимально близком расстоянии, словно пытаясь сбиться в кучу и защитить общий секрет, спасти общий огонь.