«Салют-7»: В космосе чувств не бывает
Efim Gugnin,
Режиссер никак не может сфокусироваться на том, что действительно важно, не может понять, к чему стремится — к «Гравитации» или «Аполлону-13». И если то же «Время первых» с оговорками, но балансировало между формулами этих двух картин, то для «Салюта-7» эта неопределенность оказалась фатальной.

Салют-7
Режиссер: Клим Шипенко
В главных ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Виталий Хаев, Любовь Аксенова, Мария Миронова
Дата премьеры в РФ: 12 октября 2017

Космическая станция «Салют-7» после попадания метеорита перестает отвечать на сигналы с Земли. По всему миру наступает паника — огромная махина может упасть где угодно, уничтожив все живое в радиусе нескольких сотен километров. США уже готовы отправить в космос шаттл, чтобы тот забрал с собой неисправную станцию, но Советское правительство не готово отдавать противнику важный стратегический объект и потому отправляет двух своих лучших космонавтов — Владимира Федорова (Владимир Вдовиченков) и Виктора Алехина (Павел Деревянко) — на опасную миссию по устранению неполадок на «Салюте-7».

Если вы на секунду закроете глаза и попытаетесь вспомнить все самые избитые штампы фильмов про космические аварии и их героическое устранение, то тот набор образов и сюжетных деталей, который у вас получится, — это, в общем и целом, и есть «Салют-7». Кажется, в кинотеатрах очень давно не выходило картин, которые настолько боятся удивить зрителя, лишить уверенности, что последующие события будут в точности соответствовать его ожиданиям. И, надо сказать, для фильма, чей финал всем и так заранее известен, подобный подход более чем губителен.

Но даже такая бессовестная эксплуатация клише может быть оправдана, если за ней стоит сценарий, хотя бы пытающийся взглянуть вглубь персонажей, заставить зрителя поверить, что перед ним не безликие машины для героизма, а обычные люди, которых обстоятельства заставляют стать чем-то большим. «Салют-7» же это не интересует — экспозиция здесь очерчена небрежно, а режиссера неумолимо тянет вверх, к звездам, где можно вдоволь похвастаться передовыми для отечественного кино спецэффектами.

alt

Проблема лишь в том, что техническое исполнение фильма хоть и выполнено на вполне адекватном уровне, явно не столь впечатляет, чтобы стать центральной его частью. Саундтрек, большую часть времени ориентирующийся на работы Циммера, в самые драматичные моменты внезапно начинает напоминать музыку для generic-таймлапса с ютуба. Неожиданные стилистические решения вроде полиэкрана или POV-кадров в космосе выглядят инородными элементами на фоне подавляющего массива ленты, по постановке больше напоминающего сериал с «России-1». Да и те же спецэффекты все-таки периодически выдают дешевую компьютерную графику, из-за чего, например, лица в скафандрах выглядят крайне нелепо, а сами модельки космонавтов во время активного их движения превращаются в мультипликацию.

Не спасает положение даже центральный дуэт Вдовиченков-Деревянко. Да, иногда им удается выжать хоть какое-то подобие жизни из своих героев, и, в принципе, только ради них и стоит смотреть «Салют-7». Но этого все равно катастрофически мало. Грустно, ведь с такими актерами могло получиться что-то действительно стоящее, сконцентрируйся фильм чуть больше на своих героях и чуть меньше на красивом северном сиянии.

alt

Клим Шипенко сам, скорее всего, того не ведая, идеально показал суть своей ленты буквально в первой же сцене. В ней герой Вдовиченкова помогает другому космонавту, у которого случилась разгерметизация скафандра, залезть обратно на станцию, но в ключевой момент отвлекается на некий божественно-прекрасный синий свет, тем самым подвергая коллегу опасности. Точно так же и режиссер никак не может сфокусироваться на том, что действительно важно, не может понять, к чему стремится — к «Гравитации» или «Аполлону-13». И если то же «Время первых» с оговорками, но балансировало между формулами этих двух картин, то для «Салюта-7» эта неопределенность оказалась фатальной.