Saint Jean

Мария Ремига,

13 ноября родилась Джин Сиберг.

То ли девушка, то ли видение — это точно про Джин Сиберг. В начале своей карьеры она попала в фильм Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» и стала одним из символов французской «новой волны». В картине она олицетворяла «ускользающую красоту», погоня за которой стоила герою Бельмондо слишком дорого.

Когда Джин выпускалась из школы, она победила в опросе, оценивающем шансы учеников на достижение успеха в жизни. Одноклассники, проголосовав за нее, не ошиблись: несмотря на то, что роль у Годара так и осталась самым известным образом, воплощенным Сиберг, она успела поработать с Клодом Шабролем, Роменом Гари и Отто Преминджером. Джин была по-настоящему красивой женщиной и тонкой актрисой, знающей, что умение вовремя уйти в тень не менее важно, чем способность сиять на сцене.

Реальная жизнь Джин, к сожалению, имела мало общего с красотой и сиянием. Актриса поддерживала Национальную ассоциацию развития цветного населения и оказывала финансовую помощь активистам «Черных пантер» (эта партия боролась с дискриминацией афроамериканцев в США). Такая неравнодушная позиция привлекла внимание ФБР, и через какое-то время в прессе появился слух, будто Сиберг изменяла своему мужу, режиссеру Ромену Гари, с лидером «Пантер». На тот момент Джин была беременна вторым ребенком. Грязные сплетни в итоге привели к тому, что потрясенная Сиберг произвела на свет мертворожденную девочку.

Джин покончила с собой в 1979-м году. В ее руке нашли предсмертную записку со словами «прости, я больше не могу жить со своими нервами». Сиберг прожила всего сорок лет, но ее экранная жизнь, кажется, будет длиться вечно.

Пять фильмов с Джин:


Bonjour tristesse / Здравствуй, грусть, 1958


Реж. Отто Преминджер

Экранизация романа французской писательницы Франсуазы Саган. Юная Сесиль живет на уединенной вилле с отцом Рэймоном и его подругой Эльзой. Их жизнь протекает вполне спокойно, но внезапно в гости приезжает старая знакомая отца, Анна, и Рэймон сообщает, что они собираются пожениться. Светлый и при этом довольно тревожный фильм, в котором Джин играет «как во сне» — легко и свободно.


À bout de souffle / На последнем дыхании, 1960

Реж. Жан-Люк Годар

Этапный фильм французской «новой волны» и дебют Годара в кино. «На последнем дыхании» — кино из разряда «первая любовь — любовь навсегда»: если вам посчастливилось увидеть и полюбить фильм в юном возрасте, то он навсегда останется для вас особенным переживанием. Джин здесь — женщина, ради которой стоит умирать и которой хочется довериться, даже зная заранее, что она обманет.

Бюджет у фильма был очень маленький, и съемочная группа экономила на всем подряд. Камеру катали на коляске, свет не выстраивали, сценарий сочиняли на ходу, а титры и вовсе выбросили за борт производства. В картине также есть занятная смычка с Клодом Шабролем, который позже несколько раз поработает с Сиберг. Мишель Пуакар в «На последнем дыхании» иногда представляется Ласло Коваксом. Именно так звали персонажа фильма «На двойной поворот ключа», снятого в 1959-м году Шабролем.


Airport / Аэропорт, 1970


Реж. Джордж Ситон, Генри Хэтэуэй

Снова экранизация (на этот раз за буквами на бумаге стоит Артур Хейли) и единственный «оскароносный» фильм в нашем списке («лучшая роль второго плана», Хелен Хэйес). Картина рассказывает историю душевнобольного Д. О. Герреро, пронесшего на борт «Боинга» взрывчатку с целью уничтожить самолет и получить страховку. Фильм сплетен из нескольких сюжетных линий и здесь можно увидеть, что Сиберг отлично работает в команде — не теряется среди прочих персонажей, но и не пытается их заслонить. «Аэропорт» дал почву для появления как минимум двух других картин: пародийного «Аэроплана» и советского «Экипажа».


L'attentat / Похищение в Париже, 1972


Реж. Ив Буассе

У автора этого текста есть тайная миссия — вставлять в каждую свою статью Жана-Луи Трентиньяна. Получается не всегда, но сегодня — ура, вышло: в начале семидесятых Джин сыграла с лучшим французом на свете в крепком политическом триллере про министра внутренних дел одной североафриканской державы, который решил под Рождество разделаться со всеми своими врагами. Фильм не хромает ни на одну ногу и у него совершенно замечательный актерский состав: уже упомянутые Сиберг и Трентиньян плюс Мишель Пикколи и Мишель Буке.


Les hautes solitudes / Глубокое одиночество, 1974


Реж. Филипп Гаррель

Удивительный эксперимент (фильм частично основывается на «Антихристе» Ницше, хотя по сути это биографическая картина) и попытка показать Джин такой, какая она есть. Актриса ушла из жизни спустя несколько лет после выхода ленты в свет, поэтому фильм выглядит едва ли не лебединой песней и для поклонников Сиберг точно лежит по ту сторону критических оценок. Впрочем, фигура режиссера здесь тоже видна очень четко — как и все произведения Гарреля, этот фильм по-своему красивый, невыносимо грустный, но при этом гармоничный. И неважно, что природа этой гармонии — темная.