Вводный курс: Роберто Бениньи

Мария Ремига,

Сегодня стукнуло 62 года Роберто Бениньи - итальянскому актеру и режиссеру, обладателю "Оскара" и "Бафты", которого многие, должно быть, помнят по роли несчастной котлеты для словесного битья в "Down by Law" Джима Джармуша.

Про "Оскар", кстати, вообще интересно. Софи Лорен в свое время задавалась вопросом: "боже, что же будет делать этот чудак, если ему дадут "Оскара"?

Вот, собственно, ответ:

Моя судьба была запрограммирована еще в детстве. Однажды ночью во сне мне явилась белая лошадь и нежно позвала меня: "Оскар!" Я проснулся и удивлённо сказал: "Но ведь я не Оскар, меня зовут Роберто!" Однако через некоторое время лошадь приснилась мне вновь и повторила: "Оскар! Оскар!" Наутро я спросил у нашей деревенской гадалки, что это значит, но она не смогла ничего объяснить.

Впрочем, не наградами едиными. Неуловимо похожий на Пиноккио (он его даже сыграл в собственном фильме и схлопотал за это "Золотую малину", но сейчас не об этом), Бениньи за свою долгую жизнь успел проявить свой талант не только в картинах Джармуша или собственных проектах. Есть еще несколько фильмов, по которым его, вполне позможно, будут вспоминать потомки. Или, если снизить градус пафоса, которые просто можно посмотреть в свободный вечер.

La luna / Луна, 1979
Реж. Бернардо Бертолуччи

История сложных отношений оперной певицы Катерины с ее не самым легким на характер сыном, Джо. Джо не очень нравится новый муж матери, зато нравятся наркотики. Постепенно Катерина понимает, что дело - дрянь и надо что-то срочно предпринять и не находит ничего лучше, как отвести ребенка в Италию к настоящему отцу. Там ей удается найти с сыном общий язык, но их отношения получают совсем не тот оборот, который она ожидала (алло, Ксавье, вышли денег). Возможно, не самый лучший фильм Бертолуччи, но точно один из самых чувственных и интимных. Картина в свое время очень не понравилась Тарковскому, но ему вообще хрен угодишь. Роль у Роберто, правда, небольшая, он там шторы вешает, но пропускать все равно не стоит.

Clair de femme / Свет женщины, 1979
Реж. Коста-Гаврас

Психологическая мелодрама (да, бывает и такое) по роману Ромена Гари (режиссера "Птицы летят умирать в Перу", успевшего побыть мужом дивной Джин Сиберг). В центре сюжета - отношения двух немолодых уже людей: Мишеля (ах, Ив Монтан), потерявшего жену и Лидии (ах, Роми Шнайдер), переживающей смерть дочери. Сразу скажем, что на сами-знаете какой фильм Клода Лелуша лента Гавраса не похожа. У Бениньи здесь снова не первый план, но это не повод не уделить ленте полтора часа жизни.

Кстати, о связях: Коста-Гаврас за пару лет до "Мужчины и женщины" снял Монтана и Трентиньяна в "Дзете", который тоже рекомендуется к просмотру.

La voce della luna / Голос луны, 1990
Реж. Федерико Феллини

Последняя картина великого итальянского режиссера ("Король рекламы" 1993-го года, если что, является всего лишь сборником рекламных роликов от известных режиссеров). Сюжет у фильма довольно шизофренический: два мужика тронулись умом (один из них - Бениньи) и решили, что им удалось поймать луну. Для тех, кто предыдущие два пункта в этом тексте ворчал, что мы подсовываем фильмы, где Роберто - кот наплакал, то вот, пожалуйста - главная роль, сыгранная легко и весело.

To Rome with Love / Римские приключения, 2012
Реж. Вуди Аллен

Последняя на данный момент актерская работа Бениньи, который вообще снимается довольно дозированно (ну и правильно, хотя Роберто всегда радостно на экране видеть). Фильм сделан в близком Вуди Аллену жанре "смертные здесь не снимались" и представляет собой очередное признание в любви красивому городу, на этот раз - Риму. Персонаж у Бениньи по-настоящему трогательный и забавный, к тому же его еще и зовут Леопольдо, что заставляет испытывать к нему дополнительную нежность. Для тех, кто любит бубнить, что Вуди давно уже работает на автопилоте, мы всего лишь скромно напомним о том, что "слабые" фильмы Аллена - как у некоторых лучшие.