«Притяжение»: Больше нет
Сергей Кощеев,

Притяжение
Режиссер: Федор Бондарчук
В главных ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Олег Меньшиков, Риналь Мухаметов и др.
Дата премьеры в РФ: 26 января 2017

Старшеклассница Юля (Ирина Старшенбаум) когда-то считала, что звезды — это глаза ангелов (да-да, это первая фраза фильма), но потом ее мама умерла, и теперь она живет со своим отцом, строгим военным офицером (Олег Меньшиков), в Северном Чертаново, прекрасном крае, населенном харизматичными ребятами вроде Артема (Александр Петров), с которым у Юли любовь. В один прекрасный день после школы все собираются на улице — посмотреть на метеоритный дождь, который вот-вот должен начаться. Итоговое зрелище, однако, оказывается еще более незабываемым: с небес падает огромный космический корабль, попутно ускоряя темпы сноса и перестройки зданий Северного Чертаново. Жители, впрочем, оказываются не совсем рады реализации социальной программы и собираются пообщаться с новоприбывшими традиционными для их района методами. В первых рядах оказывается Юля вместе со своим парнем и его товарищами, ибо она потеряла в катастрофе лучшую подругу.

Возрадуйтесь, в полку «ммм, норм» массовых русских фильмов прибыло: «Притяжение» Федора Бондарчука оказался вполне вменяемым. Cтранно хвалить кино за то, что оно отвечает стандартным маркетинговым целям, однако же да, «Притяжение» сделано толково с точки зрения бизнеса: это довольно четко сориентированный фильм, понимающий определенные базовые запросы аудитории и старающийся им соответствовать. Более того, из русских воннаби-блокбастеров бондарчуковский опус наиболее универсален и безболезненно может покатить в том же Китае, на который вроде как и надеются — не зря в прокат он выходит у нас и у них одновременно.

С художественной точки зрения, правда, не так все радужно и, пожалуй, ограничивается словом «средне». Главная проблема — в позиции «я делаю большое кино, оно большое-пребольшое, в нем спецэффекты и вот это все, зачем мне последовательный логичный сценарий?». Большое и правда видится на расстоянии, как говорил великий поэт, вот только, чтобы захотеть это расстояние пройти, необходимо состыковать малые детали целого, соотнести их идейно, и только тогда зрителю будет интересен результат. В здешнем скрипте все ровно наоборот: не сцены и действия ведут нас к какому-то логичному финалу, а все происходящее подгоняется под некую кодовую мысль. Большую часть просмотра спотыкаешься о вопросы «как?» и «зачем?», достигающие апогея в преобразовании персонажа Петрова, которого меняют поистине дуболомным методом. Не обходится и без комедийной составляющей, причем довольно болезненной: а давайте сделаем бабушку блоггершей, а давайте у нас будет ботаник, говорящий только умными словами, вон, у меня внучек какую-то «Теорию большого взрыва» смотрит, там все над этим смеются.

И все же, нередко «Притяжение» оказывается весьма обаятельным. По большей части (и по воле бюджета) это мелодрама, которая удивительно неплохо работает в отдельных эпизодах. Главная героиня довольно хорошо прописана и очень прилично сыграна Старшенбаум; ее конфликт с отцом имеет верное поступательное драматическое развитие, которого так не хватает в общем. Актерские работы в целом вполне на уровне, и даже уморительный через-край-перформанс Петрова имеет свой шарм и смотрится к месту, а та самая сцена крушения корабля хоть и не являет собой выставку последних достижений в области спецэффектов, но все равно впечатляет.

Примечательно, что «Притяжение» оказывается по итогу безумно наивным, подростковым — это в первую очередь история о девочке, которая, казалось бы, потеряла веру в мир, но вот же, смотрит на звезды. Вот и мораль картины блещет святым идеализмом, простым и доходчивым, как песня в конце: чужие тоже люди, главное — любить. Впрочем, даже столь необременительного содержимого достаточно, чтобы поднять «Притяжение» выше прочих отечественных «блокбастеров», которые в своей неповоротливости надеялись больше на принцип «а, они же все равно пойдут».

Сергей Кощеев