Photoplay: Annie Leibovitz


Энни Лейбовиц – женщина, которая переплюнула всех современных теток с фотоаппаратами на шее по части востребованности. Да, это именно она раздела Джона Леннона за несколько часов до смерти, сделав тем самым снимок для «лучшей журнальной обложки всех времен», закинула Вупи Голдберг в ванну с молоком и нарисовала на обнаженной Деми Мур костюм. Энни руководит фотоссесиями для Vanity Fair, Терри Ричардсон готов целовать ей пятки, в ее объектив мрачно щурятся или лучезарно улыбаются рок-звезды, актеры, актрисы, режиссеры и даже английская королева.

У меня только одна жизнь и все мои фотографии — личные и сделанные по заданию — часть этой жизни.

Энни Лейбовиц родилась 2 октября 1949 года в Вестпорте, США. После окончания школы она поступила на преподавателя искусств и, возможно, спокойной бы работала в дальнейшем по профессии, однако судьба распорядилась иначе. На третьем курсе Лейбовиц отправилась с археологической экспедицией в Израиль и именно там поняла, что хочет связать свою жизнь с фотографией. После возвращения в США Энни устраивается внештатным сотрудником в журнал Rolling Stone. Ей понадобилось всего три года, чтобы стать главным фотографом издания.

Когда я говорю, что хочу сфотографировать кого-то, это значит, что я хочу узнать его. Всех, кого я знаю, я фотографирую.

В 1983-м году Лейбовиц перешла в одно из самых успешных изданий в мире – Vanity Fair. В начале 90-х у нее уже была собственная студия в Нью-Йорке. Энни стала вторым в истории Национальной портретной галереи художником, удостоившимся персональной выставки при жизни. Более того, она стала первой выставлявшейся там женщиной. Лейбовиц успела выпустить несколько фото-книг, поработать с такими брендами как Louis Vuitton, Dior, Marks&Spencer, Woolmark и, конечно, сделать много прекрасных снимков людей из мира кино.

В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую.

Самая, пожалуй, известная работа Лейбовиц – фотография Джона Леннона и Йоко Оно для обложки Rolling Stone, сделанная за пять часов до смерти музыканта. Изначально журнал заказал Энни одиночный портрет Джона, однако попытки создать таковой не увенчались успехом – Лейбовиц все время была недовольна результатом. Неожиданно ей пришло в голову воссоздать сцену с обложки альбома Double Fantasy, и она попросила Джона снять одежду и прильнуть к Йоко.

Йоко спросила, нужно ли ей снять хотя бы верхнюю часть одежды, и я ответила — нет, не нужно, ещё не понимая, каким именно должно быть изображение. Когда Джон обнял её, это выглядело потрясающе сильно. Это выглядело так, будто ей холодно, и он согревает её. Первая проба на Polaroid привела в восторг их обоих. Джон сказал: «В этом кадре ты показала наши отношения именно такими, какие они есть. Пообещай мне, что он будет на обложке». Я посмотрела ему в глаза и поняла, что сделка свершилась.

Эта фотография стала последним профессиональным снимком Джона Леннона. Обложка с этим фото вышла без названия – только с логотипом Rolling Stone. В 2005 году Американское сообщество редакторов журналов признало её лучшей обложкой за последние 40 лет. Впоследствии было создано много пародий и вариаций этого снимка. Например, в 1993-м году тогда еще художница Сэм Тейлор-Вуд (которая теперь Тейлор-Джонсон и режиссер, вы, возможно, что-то о ней слышали) вместе с Генри Бондом повторили фото Лейбовиц с собой вместо Йоко и Джона, их работа сейчас находится в коллекции Тейт Модерн. А в 2009-м году один из предыдущих героев нашей рубрики, Терри Ричардсон, снял в идентичных позах сына Леннона Шона и его подругу, модель Кемп Мул. Терри не был бы собой, если бы не придал снимку скандальный оттенок: он раздел Кемп, а Шона оставил в одежде, таким образом, намекнув, каким должен быть гендерный расклад.


comments powered by Disqus