«Патерсон»: С чистого листа


Одним из самых тепло принятых фильмов основного конкурса Каннского кинофестиваля стал «Патерсон» Джима Джармуша. Критики практически единогласно расхваливают новую работу режиссера, чье творчество, как вино — с каждым годом становится только лучше.

Сюжет охватывает 7 дней из жизни Патерсона — водителя автобуса, живущего в городе Патерсон. Каждый из этих дней — немного отличающаяся вариация предыдущего. Патерсон просыпается в 6 утра, целует свою девушку Лауру, идет на работу, внемлет жалобам на жизнь от своего коллеги, водит автобус, слушая разговоры пассажиров, в тихом месте у водопада обедает и пишет стихи. Вечером Патерсон ужинает с Лаурой, после чего выгуливает бульдога, делая традиционную остановку у пивной. И так каждый день.

«Патерсон» пропитан любовью к стихам Уильяма Карлоса Уильямса — одного из самых знаменитых поэтов США, жившего в городе Патерсон. Вам не нужно быть знакомым с его творчеством, чтобы проникнуться фильмом, но, возможно, после просмотра возникнет желание заполнить этот пробел. Сама картина воплощает собой симфонию города, Джармуш показывает его красоту в каждом уголке, описывает её в диалогах пассажиров автобуса и поэмах Патерсона. Режиссёр, как обычно, фокусируется на деталях, обращая наше внимание на разные, казалось бы, мелочи, после чего главный герой собирает их в одну неповторимую композицию в стихах. Фильм намеренно сделан без какой-либо драмы или конфликта, и если кому-то кажется, что без этих составляющих картина будет пустой, то Джармуш доказывает обратное.

«Патерсон» полон отсылок к предыдущим работам режиссера: диалоги между пассажирами автобуса напоминают концепцию фильма «Кофе и сигареты», сцена со спящими Патерсоном и Лаурой практически идентична спящим лицом друг к другу персонажам из «Выживут только любовники», а уж спички, вдохновившие главного героя на «Любовную поэму», сразу же пробуждают воспоминания о «Пределе контроля». Вдобавок в фильме используется музыка группы Джима Джармуша SQÜRL, которая записала саундтрек к вышеупомянутым «Любовникам». Несмотря на цитирование собственных работ, картина не выглядит вторичной, в ней только прослеживается узнаваемый стиль режиссёра, за который мы все его так любим.

«Патерсон» — один из немногих фильмов режиссера, в котором исполнители главных ролей были выбраны после завершения работы над сценарием. Джармуш расхваливал Адама Драйвера, отметив, что у них схожий подход к съемкам: оба не склонны анализировать сюжет или персонажей и больше полагаются на интуицию. Режиссера очень впечатлил тот факт, что Адам прослужил в корпусе морской пехоты 2 года, после чего поступил в Джулиард (одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства). По словам Джармуша, это ломает стереотипы: Адам знает обе стороны абсолютно противоположных вещей, что делает его личность такой многогранной. И это причина, по которой актер так похож на главного героя — одновременно водителя автобуса и талантливого поэта.

Голшифте Фарахани тоже покорила сердце Джима и уже идёт за вашим. У иранской актрисы не самое лёгкое прошлое: из-за съемок в фильме Ридли Скотта по возвращении на родину у неё забрали паспорт и долгое время допрашивали, а после того, как она появилась без платка на премьере, и вовсе намекнули на то, что в Иране ей не особо рады. Но любовь к искусству взяла верх, теперь она живет в Париже и снимается в крупных проектах знаменитых режиссёров. Джармуш сказал, что у Голшифте и её героини Лауры практически один характер на двоих, поэтому он не мог даже представить себе лучшей кандидатуры на эту роль. Лаура тоже многогранный персонаж: с одной стороны, она домохозяйка без какой-либо работы, с другой, она невероятно изобретательный декоратор с душой кантри-певца и мечтой о собственной пекарне. Расшифровать послание Джармуша весьма просто: прописав персонажей таким образом, он подталкивает зрителя к мысли, что каждый человек может быть тем, кем захочет.

«Патерсон» мотивирует начать жить сегодняшним днём, не зацикливаясь на завтрашних проблемах, и научиться находить красоту во всём. Наверное, в этом и кроется секрет счастья главных героев.

Катерина Карслиди


comments powered by Disqus