Дневник фестиваля «Окно в Европу»: лес, насилие и опера

Мария Ремига,
Невероятные приключения нашей редакции в Выборге продолжаются.

Невероятные приключения нашей редакции в Выборге продолжаются. Пока все идет неплохо, не считая того, что какой-то бомж проклял нас на набережной, пока мы наблюдали за утиными гонками. Но это ничего, тут где-то ходит диакон Кураев — может быть, удастся подойти и узнать, как эффективно замолить грехи.

Что до фильмов, то там все неоднозначно:


Турецкое седло
реж. Юсуп Разыков

Нет сил не рассказать вам о картине «Турецкое седло». Хотя это очень трудно, поскольку лента ломится от тайных смыслов и туманных намеков. Бывший агент КГБ Ильич уныло коротает жизнь на пенсии, работает охранником в торговом центре, питается в основном вареными яйцами, а досуг посвящает напряженным хождениям туда-сюда по городу. Он страдает (точнее, не страдает, ему-то наплевать) от «синдрома пустого турецкого седла» — заболевания мозга, бьющего по нервной и эндокринной системам. До поры до времени его всё устраивает, но потом этажом выше заселяется семейная пара. Ильич слышит сверху оперные арии, влюбляется в них, а потом и в хрупкую соседку-певицу, начинает пропускать завтрак и много улыбаться.

Также в картине фигурируют порноактриса, колоритный персонал неприкаянного кафе, позитивная уборщица, высокие молодые люди с растерянными лицами и другие интригующие персонажи, которые проваливаются сквозь землю так же неожиданно, как и появляются. «Турецкое седло» — это какой-то удивительный гибрид Каурисмяки и Годара, цель которого, кажется, — насмерть запутать зрителя и загадочно уйти в закат. В фильме есть несколько остроумных находок (сцена с исполнением «Кошачьего дуэта» — бесспорная удача), но они мучительно тонут в многозначительности и сюжетных петлях. Механизмов много, но ничего не работает: для арт-проекта здесь маловато провокации, а для триллера не хватает саспенса. В итоге картина сыпется как песок сквозь пальцы, оставляя лишь легкое чувство недоумения.


Лес
реж. Роман Жигалов

«Лес» добирался до публики через настоящие производственные тернии. Изначально проект делался при поддержке Минкульта, однако в ходе съемок режиссер поссорился с продюсерами, стал продюсером сам, вследствие чего процесс затянулся на пять лет. На выходе получилась бытовая драма с элементами триллера несколько вырыпаевского толка про то, как в глухой деревне рыжий замкнутый мальчик полюбил женщину вдвое его старше.

Сыграно все довольно убедительно, есть как минимум одно точное попадание, когда мать и отец мальчика ведут диалог, где блистательно друг друга не слышат. Пугающий дух глуши передан прекрасно, недаром фильм снимался без специальных декораций в Архангельской и Владимирской областях. Что до остального, то тут все до обидного мимо. Вместо внятной драматургии — бесконечное накручивание эмоций и традиционная для дебютантов игра «чем бы зрителя ударить, чтобы у него внутри хоть что-то проснулось». Героям, конечно, сочувствуешь, но под конец от постоянных заламываний рук банально устаешь. После просмотра не хочется ничего, кроме как обнять своих близких попросить прощения у ближайшего дерева. Как пелось в одной песне: города — это ######, страшнее только деревни.


Цензор
реж. Константин Шелепов

В недалеком будущем компьютерные игры и реальность практически слились воедино. В целях борьбы с беспределом государство начинает внедрять в игровые процессы цензоров. Их задача — понять, какие из игрушек позволяют превысить допустимый порог жестокости. Для этого им нужно убивать, убивать, убивать, причем как можно изобретательнее.

«Цензор» в каком-то смысле народный проект: деньги на производство собирались в том числе аж на двух краудфандинговых платформах. По словам продюсера, как только общий бюджет фильма перевалил за пять миллионов рублей, они перестали считать, и, надо сказать, деньги ребята потратили задорно и со вкусом. Фильм напичкан дорогими машинами и красивыми гаджетами; локации постоянно меняются, одна другой краше, костюмы для некоторых игр — вообще отдельная песня. Оператор и цветокорректор, судя по каким-то сумасшедшим пролетам камеры и карнавалу фильтров, тоже явно не скучали. Поскольку речь идет о будущем, все это вполне оправданно, а зашкаливающее насилие четко обусловлено сюжетом. Только вот он как раз и подкачал. Красивый концепт наглухо похоронен под нереальным количеством сюжетных поворотов и не самыми удачными диалогами. Будь фильм пособраннее, поумнее и, главное, покороче, получилось бы отличное жанровое кино, наглое и смешное. Пока же, увы, это больше напоминает кладбище потенциала.