O Lucky Malcolm!

Мария Ремига,

13 июня родился Малкольм МакДауэлл.

«Ненавижу актеров, по которым видно, что они актеры» — так сегодняшний именниник в 1973 году начал интервью с журналистом из Rolling Stone в Каннах, где он представлял фильм O Lucky Man!, частично основанный на его личном опыте. Под этими словами актер подразумевал склонность к «театральной агонии» перед камерой «актрис-дешевок», однако сам Малкольм, кажется, был рожден для того, чтобы блистать в кадре — и это видно по его лицу, манере держаться и дикому природному обаянию.

Как и его герой в «О, счастливчике», Малкольм по молодости занимался продажей кофе и добился на этом поприще больших успехов. Однако в один прекрасный день он узнал, что его пассия изучает театральное мастерство, заинтересовался и вскоре уже числился в Лондонской академии музыкального и драматического искусства.

В свои 72 года МакДауэлл снимается приблизительно в сто раз больше, чем в начале карьеры, однако вам лучше не знать, что это за фильмы («Артист», если что, не в счет). Одни названия чего стоят — «Дети против монстров», «Вампиры Голливуда» и прочие байки из склепа. Вообще, поздний период карьеры маэстро требует отдельного осмысления, от которого, однако, может лопнуть голова, поэтому данный культурный пласт еще никем не вспахан. Все это особенно занятно, если вспомнить, что после триумфа «Заводного апельсина» МакДауэлл активно отказывался от выгодных предложений, дабы случайно не сняться в какой-нибудь «неподходящей» картине.

Но сегодня праздник, поэтому не будем напрягаться. Лучше вспомним несколько известных и не очень картин мастера, где его талант оживляет даже самых стандартных персонажей.


O Lucky Man! / О, счастливчик, 1973
dir. Lindsay Anderson

7yErzDillAE

Настоящий opus magnum превосходного режиссера Линдсея Андерсона, который стабильно добивался от МакДауэлла невероятной игры (другие их совместные фильмы тоже очень хорошие, особенно «Если...»). Малкольм, с одной стороны, играет в картине молодого себя: напористого продавца кофе, который стремится к месту, где свет. С другой стороны, это такой прото-Алекс (минус ультра-насилие плюс амбиции), который в финале, по непонятной причине, действительно встал на путь истинный. Прекрасный фильм про то как, свято верящие в постулат «человек хозяин своей судьбы» получают ржавой трубой по голове от этой самой судьбы (и немножко про то, что органическая жизнь на планете сильно переоценена).


Цареубийца, 1991
реж. Карен Шахназаров

8918ebfc9d8f4eb256a41e3f79ae0af5

Никакие длинные аннотации не расскажут о фильме лучше, чем этот коуб:

Впрочем, стоит добавить, что «Цареубийца» — это такой мистический триллер на валиуме (то есть настоящего напряжения там как кот наплакал), в котором главную искру высекают два больших таланта: собственно, МакДауэлл и Олег Янковский.


The Company / Труппа, 2003
dir. Robert Altman

zoom_1418768530_116531@2x

Несколько затянутый, но довольно красивый фильм о буднях молодых танцовщиков. Малкольм здесь — гвоздь программы, играет деспотичного директора в незабываемом желтом шарфике, эдакого гения на пенсии, который всех доведет до белого каления, но своего добьется. Не лучший фильм Олтмена, но точно одна из самых ярких ролей Макдауэлла, полная фирменной иронии и драйва.


Easy A / Отличница легкого поведения, 2010
dir. Will Gluck

Easy A — приятная аномалия в карьере необязательного режиссера Уилла Глака. Специализирующийся на бойких, но вполне стандартных комедиях, здесь он выдал все-таки нечто большее, чем очередную поп-корновую историю. Лента лишь слегка недотягивает до лучших образцов жанра «школьная пора и при всякой погоде», и, в отличие от многих современных подростковых комедий, не забывается сразу же после просмотра. Кроме прочего, этот фильм — бенефис невозможной мимики Эммы Стоун (не зря ленту почти полностью распилили на гифки). Малкольм же в картине играет сурового директора школы, его немного, однако за небольшое экранное время он успевает подарить нам вполне себе впечатляющий монолог на тему того, что он сделает с Эммой Стоун, если она не прекратит называть неугодных ей девиц неприличными словами.


Antiviral / Антивирус, 2012
dir. Brandon Cronenberg

0iWhp1cQmIw

Последние несколько лет МакДауэлл полюбил хорроры, а хорроры полюбили его, однако изучить этот сегмент фильмографии мастера могут только люди с крепкими яйцами и плохим зрением. Но и здесь можно найти что-то любопытное, например, режиссерский дебют Брэндона Кроненберга, сына того-самого Дэвида. Не самое великое кино на свете, но плюсов, при желании, можно массу найти: удушливая атмосфера тотального разложения, небанальный социальный подтекст, отличный главный герой (Калеб Лэндри Джонс, выглядит здесь так, что в семейку Адамс его бы приняли с распростертыми объятиями), Малкольм в смешных очках ходит, несколько раз показывают очень красивую девушку без одежды. Для любителей болезненной красоты — то, что доктор прописал. Для всех остальных — возможность посмотреть, как МакДауэлл в смешных очках ходит.


Бонус: МакДауэлл для всей семьи: актер читает закадровый текст в специальном выпуске South Park по мотивам «Больших надежд» (никогда еще Диккенс не ворочался в гробу так интенсивно):


Бонус-2: Практически краткое описание позднего периода карьеры Малкольма: