«Мимозы»: Караван идет


Мимозы / Mimosas
Режиссер: Оливер Лакс
В главных ролях: Ахмед Хаммуд, Шакиб Бен Омар, Саид Агли, Лаазиза Икрам

Караван, ведомый неким шейхом, переходит через крутые горы. В середине пути главарь умирает, и оставшиеся люди собираются нести его тело до намеченного пункта назначения. В то же время водитель такси по имени Шакиб получает миссию по помощи этим людям. Он оказывается в горах и объединяется с группой, хотя кажется, что эти две вселенные — таксистов и караванов — существуют в разных временах. Впрочем, что здесь реально, а что нет, становится главным вопросом.

Те немногие счастливчики, которые видели ленту «Небо дрожит, и земля боится, и оба глаза не братья друг другу» Бена Риверса, довольно скоро испытают чувство дежа-вю. Что неудивительно, ведь Риверс снял мета-фильм о съемках «Мимоз», в середине которого Оливера Лакса крадут бандиты и превращают в человека-консервную банку (нет, он не встречает человека-швейцарского ножа, хотя это был бы неплохой гей-порно-некрофанфик). Заглядывая за камеру, не вмешиваясь вначале в традиционный фильм о создании, Риверс добился пугающего эффекта присутствия.

Картина Лакса, впрочем, изначально выглядит вообще обманчиво простой: такое себе роуд-муви в условиях опасного Востока с одурманивающе красивыми видами горных ущелий, рек и плато. Тело никак не может быть погребено, бандиты бушуют, карты потеряны, а на условный бросок монеты в вопросе «что делать дальше?» она падает ребром. И только в самом конце выдается твист а-ля «Шестое чувство» (с поправками на арт-хаусную действительность), переносящий историю в другое измерение. Но что это привносит в смысловую составляющую фильма? Поди разбери. То ли неочевидность контекста, то ли неоправданность самого этого хода мешает разглядеть что-то кроме изящных пассов рук. Если у Риверса изначально происходило некое преломление взгляда, выход за привычные рамки, то у Лакса оно выглядит как будто бы сбоку припека. Так и получается, что фильм о фильме более виртуозен, чем он сам. Впрочем, что и говорить, картина все равно снята талантливым человеком, ищущим свой голос и, видимо, преуспевающим в этом деле. И этого почти достаточно.

Сергей Кощеев


comments powered by Disqus