Michael, you're the only one I'd ever want

Мария Ремига,

14 марта родился Майкл Кейн, слава ему.

По традиции мы закрыли глаза и ткнули пальцем в пять фильмов из его обширного каталога. Нам повезло, удар пришелся не на 90-е, когда у него отобрали паспорт!


Gambit / Гамбит, 1966
dir. Ronald Neame

Замечательное, замечательное кино про ограбление, переодевания и любовь. Рассказывать об этом фильме хочется исключительно радостными выкриками. Майкла Кейна зовут Гарри Дин! Ширли МакЛейн в гриме Элизабет Тейлор! Монгольская глина! Грабь нормально! Начинается картина в духе расслабленного Гайдая (ну, по ритму), а заканчивается еще лучше. Кроме всего прочего, в завязке присутствует довольно смелый для 60-х сюжетный ход практически в духе Кристофера Нолана, но если о нем рассказать, будет не так весело, поэтому ни слова. В 2012-м году фильм получил нечто вроде ремейка — с Колином Фертом в роли Гарри Дина и Аланом Рикманом в роли богатого коллекционера (жаль, что не наоборот).


The Magus / Маг, 1968
dir. Guy Green

Слегка дурацкая, но безумно веселая экранизация знаменитой книги Джона Фаулза «Волхв». В режиссерском кресле — оператор Дэвида Лина и Роналда Нима (автора вышеупомянутого «Гамбита») Гай Грин, в главных ролях — Майкл Кейн и Анна Карина (в образе стюардессы!). Когда фильм увидел свет, он не понравился вообще никому, даже причастным к его созданию: Фаулз, написавший сценарий, сделал вид, что его во время работы похитили птицы, а Кейн заявил, что это худшее, в чем он снимался (то есть позади остался даже шедевр про пчел-убийц). Но не так страшен черт: картина не лишена нудных мест и прорывов в чистый идиотизм, однако в целом это бодрое и смешное кино, которое к финалу и вовсе превращается в адский кислотный трип.


The Whistle Blower / Предатель, 1986
dir. Simon Langton

Как известно, Кейну к лицу роли немногословных мужчин на серьезной службе. В «Предателе» он играет как раз такого — бывшего контрразведчика, чей сын погибает в ходе мутных разборок КГБ, ЦРУ и других интересных организаций. Сын, кроме прочего, был переводчиком с русского и страстным поклонником русской же культуры, поэтому в кадре периодически мелькает томик Пушкина. Впрочем, его увлечение изображено слегка карикатурно, но это не раздражает, а, скорее, наоборот. Вообще, фильм достаточно увлекательный — эдакий шпионский триллер, разбавленный мелодраматической патокой: музыка на сложных щах за кадром, цветовая палитра такая, будто картину долго вымачивали в хлорке, все говорят несколько высокопарно, у Кейна вместо лица — красивый выразительный кирпич. Если любите кино про плащи и предательство, то, что называется, не проходите мимо.


The Fourth Protocol / Четвертый протокол, 1987
dir. John Mackenzie

Еще один шпионский триллер в списке, но на этот раз иронического толка. Все как полагается: есть майор КГБ (молодой Пирс Броснан с гей-прической), тайно делающий бомбу с целью поссорить Англию с Америкой, есть матерый контрразведчик в пальто (Кейн с незабываемой ухмылкой), а также сигналы из Москвы, подозрительные взгляды и разборки в кабинетах. Поскольку фильм поставил прекрасный англичанин Джон Маккензи, режиссер «Долгой страстной пятницы», то картина скорее высмеивает все эти шпионские клише, чем всерьез на них опирается.


A Shock to the System / Удар по системе, 1990
dir. Jan Egleson

Блестящее выступление в жанре «с меня хватит». Задолбанный женой, работой и кредитами маркетолог решает перестать быть тварью дрожащей и начинает методично устранять со своего нелегкого жизненного пути всех, кто мешает ему быть счастливым. Под раздачу попадает благоверная, коллеги и прогнившая система в целом. Режиссер Эглстон, снимавший до этого в основном мало кому нужные телефильмы, здесь прыгнул выше головы: картина блистательно придумана и снята, напряжение в кадре можно резать ножом, а от Кейна в ужасе шарахается даже мусор в подземке. В общем, настоящий праздник праведного насилия, не лишенный при этом некоего изящества.