«Послание к человеку»: The Hitchhiker's Guide

Daria Postnova,

С 23 по 30 сентября в Петербурге пройдет одно из самых главных кинособытий года — фестиваль «Послание к человеку». Структура фестиваля, как и всегда, сложна и многогранна: 13 площадок, 10 специальных программ, 4 ретроспективы, 2 уникальные выставки. Мы составили гид по собравшей самые громкие фестивальные премьеры этого года программе «Кино сверхреальности», отобрав для вас самые крупные жемчужины.


Открытие фестиваля

Открытие фестиваля пройдёт 23 сентября на Дворцовой площади и ознаменуется выступлением губернатора Санкт-Петербурга, концертом Юрия Шевчука и группы ДДТ, а самое главное (для киноманов точно) — показом «И вдруг, о чудо! Грёзы нового мира» — нового фильма Вернера Херцога, который наконец-то получил визу и лично прибудет на открытие. Сами понимаете, такое пропустить никак нельзя.


Ученик
реж. Кирилл Серебренников

Когда заходит речь о международных кинофестивалях (премьера «Ученика» состоялась в Каннах) или наградах каких-либо академий и ассоциаций, российский зритель говорит об отечественном кино с опаской, оглядываясь на реакцию за рубежом, после чего обязательно встает вопрос «Стыдно / не стыдно». Но даже если и оценивать «Ученика» в этом ключе, то уверенно скажем, что это не тот фильм, которого придется стыдиться. Стыдиться нужно того, чего боятся и чем аппелируют герои картины, имеющие хоть и маленькую, локальную, но власть, и бороться нужно с этим. «Ученик» — это кино, самому факту существования которого нужно радоваться, и кино, которое нужно показать каждому в этой стране.

Нашу рецензию на фильм можно прочитать здесь.


Она / Elle
реж. Пауль Верхувен

Героиня фильма «Она» Мишель Леблан (Изабель Юппер), ставшая жертвой насильника, явно не нуждается в помощи извне. Она не заявляет о происшествии в полицию; как мы узнаем позже, на то у женщины свои причины — с насилием ей приходилось встречаться и ранее, а сейчас она и вовсе руководит компанией по производству довольно агрессивных компьютерных игр. Мишель была готова уже забыть о случившемся, как вдруг вновь начала получать недвусмысленные послания от насильника. Готовясь к новой встрече, она приобрела топор и перцовый баллончик, но не стала торопиться применять их.

Пауль Верхувен снял сногсшибательное по всем фронтам кино: смелое, умное и вдохновляющее — ты сама себе хозяйка, не жди, пока рыцарь в доспехах тебя спасет. От режиссера на орехи досталось практически всем: от лицемерных святош до самодовольных грешников, причем обошлось без морализаторства, вместо него автор добавил ядерную порцию юмора. Верхувен никогда не боялся табу и построил карьеру и имидж на том, за что другому было бы стыдно или страшно. Если уж и ступать на скользкую дорожку, снимая кино о сексе и насилии, то делать это надо, не оглядываясь на потенциальных ненавистников.

Помимо всего прочего, картину на фестивале представит сама Изабель Юппер. Как говорится, не проходите мимо.

Нашу рецензию на фильм можно прочитать здесь.


Тони Эрдманн / Toni Erdmann
реж. Марен Аде

Инез — невротичная карьеристка, заглядывающая к родителям на огонек только для галочки. Накануне своего дня рождения она уезжает в командировку в Румынию, не подозревая о том, что ее отец, неисправимый шутник Уинфрид, отправляется за ней следом, чтобы провести больше времени с дочерью хотя бы в честь праздника. У Уинфрида всегда наготове клоунский набор: вставная челюсть, парик, смешные кошачьи очки — мужчина любит повеселиться, и все бы ничего, если бы он не заявлялся во всем этом добре к Инез на работу без предупреждения. Мало того, однажды он приходит на светскую вечеринку с важными для карьеры его дочери людьми и представляется как бизнесмен Тони Эрдманн. Само собой, Инез все эти игры совсем не радуют, но как говорится, яблоко от яблони...

«Тони Эрдманн» — не только один из тех фильмов, после которых хочется позвонить маме: картина настолько многослойна, что успевает еще и высказаться насчет бедняков из развивающихся стран и рабочего класса вообще (не забывая и о более-менее довольных жизнью клерках). На этот раз Марен Аде превзошла саму себя и даже более опытных и именитых авторов, любящих разбираться в семейных дрязгах. «Тони Эрдманн» умудряется играть на два фронта: и как остроумная комедия, и как искренняя и тонкая семейная драма, проникающая куда-то вглубь под кожу. Этот фильм абсолютно ни на что не похож, так как ему удается обойти стороной клише, типичные для жанра.

Нашу рецензию на фильм можно прочитать здесь.


Я, Дэниел Блейк / I, Daniel Blake
реж. Кен Лоуч

Дэниэл Блэйк — недавно овдовевший бездетный работяга, из-за проблем со здоровьем потерявший последнее, что у него было — возможность зарабатывать себе на жизнь. Блэйк вынужден обратиться за помощью к государству и подать документы на получение пособия. На деле оказывается, что сделать это для пожилого мужчины не проще, чем доказать теорему Ферма: процесс подачи заявления полностью автоматизирован, а Блэйк в жизни не держал в руках ни смартфона, ни компьютерной мыши — только молоток. К тому же, сами социальные работники неохотно принимают дела к рассмотрению. Но в один прекрасный день Блэйк встречает в Центре занятости Кэти, молодую девушку с двумя детьми и кучей проблем, и решает помочь ей. Так двое одиноких людей начинают бороться за выживание вместе.

Кен Лоуч остается верен любимому жанру: режиссер вновь снял остросоциальную драму, но на этот раз — одну из лучших в своей карьере.

Нашу рецензию на фильм можно прочитать здесь.


Выпускной / Bacalaureat
реж. Кристиан Мунджиу

Врач с поэтичным именем Ромео Альдеа растил свою дочь Элизу с мыслью о том, что она уедет из Румынии и начнет за границей лучшую жизнь. На алтарь этой мечты было положено все, родители не жалели ни денег, ни сил. И вот Элиза уже поступила в британский институт, осталось только сдать аттестационные экзамены на родине на «отлично». Но случайное происшествие ставит конечную цель под угрозу: средь бела дня недалеко от школы на девушку нападает насильник — Элизе удается вырваться, отделавшись легкими ушибами, но из-за эмоционального потрясения она не может на следующий день сосредоточиться на экзамене. Высокого балла уже не видать, а вместе с ним и идеальной жизни за рубежом. Отец девушки же, в свою очередь, не хочет, чтобы Элиза придавала этому происшествию большое значение — упущенный шанс, по его мнению, будет стоить дороже

Фильм Мунджиу на самом деле очень родной для русского человека: те же стремления у героев, те же местные проблемы, те же обшарпанные пятиэтажки и щемящие подробности, которые позволяют провести параллель с нашей страной. В диалогах можно услышать фразы, которые определенно когда-то произносились нами или нашими родителями; они так западают в душу, что герои сразу кажутся какими-то знакомыми. Именно такого рода социальное кино хотелось бы видеть про Россию: режиссер не насмехается над своими персонажами, но и не поддерживает ни одну из точек зрения. Просто есть разные пути, и по какому из них идти, каждый должен выбрать сам.

Нашу рецензию на фильм можно прочитать здесь.


Бесконечная поэзия / Poesía sin fin
реж. Алехандро Ходоровски

Великий классик сюрреализма и мастер на все руки Алехандро Ходоровски продолжает путь, начатый им в «Танце реальности», рассказывая историю своей жизни. Маленький Ходоровски вырастает, становится поэтом, вступает в сексуальные отношения, обретает единомышленников и, конечно, конфликтует с собственными родителями, в особенности с жестким деспотичным отцом, желающим видеть в сыне настоящего мужчину по его версии.

Нашу рецензию на фильм можно прочитать здесь.


Сьераневада / Sieranevada
реж. Кристи Пую

Лари вместе с женой приезжает в дом своей сестры на поминки отца. Собрались все родственники и близкие друзья, осталось дождаться батюшку для церковного обряда. Быть в кругу семьи замечательно, но никогда не успеваешь заметить, как смех превращается в слезы: мужчины обсуждают теракты, тетя ностальгирует по коммунизму, двоюродная сестра привела пьяную подругу, тут еще выяснилось, что дядя изменяет супруге, и во всем этом гаме они, конечно же, разбудили ребенка! А единственное, чего сейчас действительно хочется, — это уже просто поесть.

Схожесть менталитета бывших социалистических стран превращает сеанс фильма в аналитический просмотр записи своей встречи с родственниками. На филигранно прописанных диалогах не знаешь, когда прекращать смеяться и начинать плакать, потому что, считывая все культурные коды, становится страшно осознавать, насколько комично в жизни выглядят реальные ситуации и как глупо мы себя порой ведем. Пую удается охватить все наболевшее: противостояние поколений, одержимость прошлым, всемогущество конспирологии, место религии в жизни рядового человека и абсурдность традиций.

Нашу рецензию на фильм можно прочитать здесь.


Полное расписание и более подробную информацию можно найти здесь и здесь.
Приобрести билеты на показы в «Родине» и «Великан-парке»

Важно: вход по студенческому билету на фильмы конкурсной программы фестиваля — бесплатный.
Вход на остальные фильмы фестивальной программы по студенческому — 100 рублей (за исключением сеанса фильма «Она» в кинотеатре «Аврора»)!