NYFF 54: «Манчестер у моря»

Катя Карслиди,

Манчестер у моря / Manchester by the Sea
Режиссер: Кеннет Лонерган
В главных ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер, Лукас Хеджес

На Нью-Йоркском кинофестивале состоялась премьера драмы Кеннет Лонергана «Манчестер у моря», взявшей отличный старт в этом году на Санденсе и собравшей огромное количество положительных отзывов на кинофестивале в Торонто. В мировой прокат картина выйдет поздней осенью, в так называемый наградной сезон, и вряд ли будет обделена вниманием Киноакадемии.

Ли Чендлер ведет размеренный образ жизни в Бостоне – днем он работает сантехником, а вечером, после нескольких бутылок пива, старается упасть лицом на чей-нибудь кулак в местном баре. Телефонный звонок вырывает его из повседневной рутины, знакомый голос сообщает – его родной брат погиб от сердечного приступа. Ли, недолго думая, садится в машину и едет в Манчестер-у-моря, где узнает, что в завещании брат поручил ему опеку над своим шестнадцатилетним сыном.

Мэтт Дэймон, который занимает пост продюсера картины, изначально должен был дебютировать в режиссуре с этим проектом и, ко всему прочему, сыграть в нем главную роль. Но звезды сошлись в пользу Кейси Аффлека: Дэймон уступил ему роль Ли, а потом еще уговорил автора сценария Кеннета Лонергана взяться за режиссуру. Такое стечение обстоятельств явно пошло на пользу фильму. Во-первых, Кейси Аффлек напомнил миру о своем безграничном драматическом потенциале, выдав один из лучших актерских перформансов этого года (wink-wink в сторону золотого истукана), а успешный сценарист Кеннет Лонерган показал, как нужно снимать инди-драмы.

«Манчестер у моря» мастерски балансирует на грани ироничной комедии (кажется, даже Вуди Аллен не смог бы так хорошо обыграть абсолютно бытовые диалоги) и душераздирающей драмы, бросая зрителя то в жар, то в холод. О прошлом героя, которое не дает ему спокойно жить, мы узнаем из серии флэшбеков, продолжающихся на протяжении всего фильма. Такой приём, в отличии от линейного повествования, придаёт сюжету динамики, не режет глаз и кажется совершенно необходимым, а не как обычно. Что примечательно для фильма с таким градусом напряжения, мир не замирает вокруг главного героя, пока тот переживает трагедию. Напротив, как и в самой жизни, вселенная продолжает функционировать как ни в чем не бывало в то время, когда для тебя все необратимо изменилось. Не каждый способен справиться с разрушительными последствиями пережитой трагедии подобно персонажу Кейси Аффлека, этот процесс может потребовать огромное количество времени и хорошего пинка от самой судьбы.

В этой клише-free драме хорошо все, даже Мишель Уильямс, и «Оскаровское» будущее фильму не прогнозирует только ленивый. Дело тут даже не в какой-то поставленной ребром злободневной или политической теме — слава Богу, пронесло, а скорее в том, что Лонерган создал максимально искреннюю драму, вызывающую отклик в сердцах зрителя.

Катерина Карслиди