Фильм для никого: «Любовница-хозяйка»


Оливье (Жерар Депардье) — мелкий мошенник и вор. Судьба сводит его с Арианой (Бюль Ожье), соседку которой он собирается обокрасть. Но, вломившись в помещение, Оливье обнаруживает то, к чему совсем не был готов — комнату пыток. Оказывается, что новая знакомая работает профессиональной доминатрикс и просит выступить ее ассистентом. Оливье погружается в мир неизведанных удовольствий, попадая под влияние Арианы, работа которой так шокирует и вместе с тем притягивает его.

Иранца Барбета Шредера нечасто вспоминают в контексте французской «новой волны», хотя его вклад трудно переоценить. Именно он продюсировал ранние шедевры Эрика Ромера, Фолькера Шлендорфа, Жака Риветта и Клода Шаброля, а как режиссер успел отметиться сотрудничеством с Pink Floyd и съемками документального фильма про Иди Амина, снятого с высочайшего дозволения последнего короля Шотландии. На фоне подобных заслуг мало кто заметил «Любовницу-хозяйку», провокационную историю любви, ставшей еще одной мишенью для американских цензоров. Со временем фильм приобрел определенный успех у ценителей БДСМ, вышел в рамках престижной серии The Criterion Collection и ныне пребывает в статусе пусть и не главного шедевра в карьере Шредера, но определенно заметной вехи в его творчестве, полной блистательных побед, успехов у критиков и сознательного отказа от каких-либо компромиссов.

В «Любовнице-хозяйке» режиссер с присущей ему тактичностью рисует портрет противоречивого союза, построенного на четкой иерархии «верхнего» и «нижнего», но замешанного на чистой и искренней любви. При таком раскладе проблема самоидентификации героев совсем не удивляет. Дело в том, что они успели свыкнуться со своими образами жизни, но втайне надеются все изменить.

Шредер буквально ходит по краю, умудряясь сочетать несочетаемое. Типично французская эмоциональность и раскованность соседствуют с юмористическими вставками, а потом спокойно перетекают в изнурительную психологическую драму, наполненную самокопанием и душевными терзаниями. Также стоит отметить тематические сцены, снятые с большим вкусом и уважением к предпочтениям БДСМ-публики.

Смотрится фильм достаточно тяжело, поскольку изначально непросто свыкнуться с двойственностью натур главных героев и странной двойственностью самой картины, но Депардье и Ожье настолько хороши, а Нестор Альмендрос вытворяет такие чудеса за камерой, что взять и бросить все будет верхом трусости, сознательной слабостью перед действительно выдающейся и бескомпромиссной лентой.

Андрей Яковлев


comments powered by Disqus