Летопись «Оскара»


История «Оскара» сама по себе — то еще кино. А точнее —захватывающий сериал.

Inception

Первое вручение наград состоялось в 1929-м году в банкетном зале отеля «Рузвельт» (Голливуд) и заняло 4 минуты 22 секунды. Быстро управились, учитывая, что на этом событии присутствовало двести пятьдесят человек. Лаконичность «дебюта» была с лихвой компенсирована через год — в 1930-м провели аж две церемонии. На первой, кстати, были известны только победители. Представьте себе — идешь себе на церемонию, никого не трогаешь, а тут бац — ты, оказывается, среди номинантов был. Через два года лучшим фильмом станет «Гранд-Отель», где снялись ненавидевшие друг друга Грета Гарбо и Джоан Кроуфорд. Поговаривали, что в перерывах между съемками Кроуфорд намеренно на полной громкости слушала песни Марлен Дитрих, дабы позлить Гарбо (она ненавидела Дитрих), и та действительно сходила с ума. В фильме нет ни одного кадра, где Джоан и Грета появляются вместе.


Унесенные «Оскаром»

Что можно сказать про сороковые? Это эпоха «нуара», утонченных (и иногда ядовитых) дам, стильных мужчин, а в конце всегда кто-то убивает Барбару Стэнвик.

40-е начались с абсолютного триумфа «Унесенных ветром». «Лучшая женская роль» досталась, конечно, Вивьен Ли за Скарлетт. Пишут, что ее муж, Лоуренс Оливье, черной завистью завидовал жене, не мог спать и есть, пока не поставил рядом с наградой Вивьен свою собственную. Кстати, именно в 1940-м году Оскар впервые получил чернокожий человек — Хэтти Макдэниел за роль Мамушки в «Унесенных ветром». Через четыре года «Касабланка» станет лучшим фильмом. В США эта картина считается верхом совершенства, а Барак Обама даже признался, что песня из этого фильма, As Time Goes By, является его любимой.


Ева, я любила тебя

23 марта 1950-го года в голливудском Pantages Theatre прошла 22-я церемония вручения кинонаград «Оскар». Следующие 10 лет это место станет главной площадкой премии.

Казавшийся вечным рекорд «Унесенных ветром» по количеству номинаций (13), был побит. На коне в тот вечер была драма «Все о Еве» — 14 номинаций и 6 статуэток, в том числе и в категории «Лучший фильм». Многие (если не все) ожидали победы молодого, красивого и уже тогда блистательного актера Марлона Брандо. Однако награда ушла Хамфри Богарту за игру в драме «Африканская королева». Богарт не скрывал своего скептического отношения к этому факту и высказался следующим образом: «Вот если бы все номинанты исполняли одну и ту же роль, скажем, Гамлета, а жюри решало, кто лучший — вот это был бы настоящий конкурс!» Классная идея.


Конец прекрасной эпохи и Новый Голливуд

В 1969-м году студия MGM распродала всю свою богатую (мягко говоря) коллекцию костюмов. Этот аукцион, занявший десять дней, стал символом заката «золотой эры» Голливуда. Боги покинули небеса и сошли на грешную землю.

В семидесятые годы в американском кино громко заявила о себе плеяда кинематографистов, которых стали называть «Новым Голливудом» (Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и др.). Именно они сформируют киноязык, на котором впоследствии заговорит тысяча фильмов. Новое десятилетие «Оскара» началось с вопиющей выходки — Марлон Брандо открестился от премии устами своей ставленницы, облаченной в индейский наряд. Поднявшись на сцену, она зачитала письменный отказ актера от Оскара за главную роль в «Крестном отце» — из-за продолжающейся дискриминации индейцев, а также в знак неприятия их экранного образа.

Навсегда останется в истории кино и тот день, когда Почетный Оскар был вручен великому Чарли Чаплину. 10 апреля 1972 года, накануне своего 83-летия, сэр Чарльз, вернувшийся в США после многолетнего изгнания, вышел на сцену за наградой, которая была присуждена «тому, чьи усилия превратили кинематограф в искусство нашего века». Великий художник кино был встречен долгой, несмолкающей овацией более трех тысяч зрителей.

В конце десятилетия Вуди Аллен чуть было не повторил достижение Орсона Уэллса, получив номинации за режиссуру, сценарий и главную роль. Академия присудила ему «Оскары» за режиссуру и сценарий, но Аллен не был бы Алленом, если бы не… прогулял церемонию награждения, объяснив это тем, что ему нужно было играть на кларнете в одном из джазовых клубов Нью-Йорка. Впоследствии игнорирование «Оскара» станет фирменной фишкой Вуди.


Как тонул «Титаник» или Лео в пролете

Лихие девяностые начинаются с лихих фильмов — «Молчание ягнят» купается в наградах. Главный скандал церемонии был вынесен за скобки: в этом году молодой гражданин Квентин Тарантино гремит в Каннах с фильмом «Бешеные псы», однако Киноакадемия не только отказывается включать его в номинацию «Лучший фильм», но и вообще игнорирует как явление. И совершенно зря — молодой гражданин впоследствии вырастет в большого режиссера.

В это же десятилетие «Титаник» был выдвинут в 14-ти номинациях — больше, чем любой другой фильм за всю историю «Оскара», за исключением картины «Все о Еве». Но скандалом стало одно упущение — Киноакадемия решила продинамить Леонардо ДиКаприо. На это он ответил тем, что отверг все приглашения на церемонию. Джеймс Кэмерон, получив свой Оскар за лучшую режиссуру, прокричал знаменитую фразу из фильма «Титаник» – «Я король Мира!!!» Ты царь, живи один.


The Zero Theorem

Первая церемония «Оскар» в новом веке ознаменовалась рядом курьезных ситуаций. Сначала мероприятие чуть не оказалось сорванным из-за пропажи золотых статуэток за несколько дней до вручения, которые позже были якобы обнаружены в мусорном баке. Вся эта истории была достаточно запутанной и невразумительной. Настоящий фурор на церемонии произвели Трей Паркер и Мэтт Стоун, создатели мультфильма «Южный парк», которые явились на церемонию в женских платьях. Позже они признались, что были под ЛСД.

В 2004-м Киноакадемия явно в угоду массовому зрителю сполна воздала картине «Властелин колец: Возвращение Короля». Фильм получил 11 наград из 11 номинаций, и на данный момент является единственным фильмом в истории Киноакадемии, получившим все Оскары, на которые номинировался. Еще один примечательный факт — в нулевых интерес публики к церемонии продолжал ежегодно падать, несмотря на эксперименты Киноакадемии с ведущими (как правило, неудачными) и постоянные скандалы.


В десятые

Десятые начались с противостояния бывших супругов — Кэтрин Бигелоу и Джеймса Камерона. Оба претендовали на звание лучшего режиссера, и по кармическому закону статуэтка должна была достаться гиганту Камерону. Однако базовый расклад не уцелел, и Оскар отправился Кэтрин. Феминистки ликуют.

В следующем году Оскар доверили вести Джеймсу Франко и Энн Хэтэуэй и, по мнению многих, сделали это напрасно — невнятный конферанс загубил и без того не самую выдающуюся в плане ожиданий церемонию. Основная часть наград предсказуемо ушла ленте «Король говорит!», Натали Портман наконец-то получила свой Оскар, а блестящая «Железная хватка» Коэнов торжественно пролетела мимо всех десяти номинаций. Скука, зато Финчер получил приз за лучший адаптированный сценарий, а Мелисса Лео стала первой актрисой, сказавшей нехорошее слово во время вручения. Даже удивительно, что никто не делал этого раньше.

В 2012-м случился разрыв шаблона — фаворитом премии стал французский (!) черно-белый (!!) немой фильм (!!!) «Артист». Пять наград, в том числе и лучшая мужская роль первого плана (Жан Дюжарден). Словно извиняясь за предыдущий тоскливый год, Киноакадемия пыталась удивлять — в категории «Лучший иностранный фильм» впервые победила иранская картина («Развод Надира и Симин»), Гленн Клоуз опять ничего не получила (хотя, казалось бы, доколе), Мэрил Стрип побила собственный рекорд и взяла третий Оскар (круче нее в этом плане только Кэтрин Хепберн). Вуди Аллен снова отхватил «Лучший сценарий» и снова не пришел. Отрадно, что хорошие традиции не умирают.

В 2013-м году академики сжалились над людьми, засыпающими на выходах ведущих, и передали церемонию в руки Сэта МакФарлейна. Взамен они получили пачку отменных шуток, незабываемую песню про сиськи и счастливые лица телезрителей. Помимо рулад про грудь, было еще много чего занимательного — Дэниэл Дэй-Льюис стал первым актером в истории, получившим три премии в номинации «Лучшая мужская роль», Ханеке наконец-то забрал приз за «Лучший иностранный фильм» (заслуженно). Великая Эммануэль Рива (самая пожилая номинантка в истории, к слову) претендовала на «Лучшую актрису», но уступила молодой Дженнифер Лоуренс. По этому поводу было пролито немало слез и надорвано немало задниц от возмущения, однако позже Джен еще докажет миру, что все это было не зря. А Рива и без Оскара — золото.


Все о Лео

Да, в 2014-м году Леонардо ДиКаприо снова не получил Оскар. Зато его получил Мэттью Макконахи, который за пару лет превратил свою карьеру в учебник «Как перестать сниматься в ромкомах и начать всем нравиться». В рубрике «удивительное рядом» — Джаред Лето, как будто ненадолго зашедший в кинематограф, чтобы получить Оскар за лучшую роль второго плана в фильме «Далласский Клуб Покупателей». Фильмом года стал «12 лет рабства», повествующий, не поверите, о 12-ти годах рабства, а сенсационная «Гравитация» собрала все технические награды плюс награду за режиссуру. Сама церемония прошла довольно весело — ведущая Эллен ДеДженерес заказала в зал пиццу, Кейт Бланшетт произнесла отвязную речь, Джон Траволта переврал имя Идины Мензел и превратился в локальный мем. На память от всего этого действа осталось селфи Эллен с кучей звезд, которое ретвитнули миллионы людей по всему миру.


Было так жестоко сердце мне разбито, а потом сказал ты — Алехандро Иньярриту

2015-й — год Иньярриту. Изменив своему традиционному творческому методу «ешь, страдай, молись, люби», он снял линейную и остроумную картину «Бердмэн», которая настолько поразила академиков, что они с радостью отдали ей самые заветные статуэтки: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучшая работа оператора». В главных актерских номинациях на этот раз не было никакой интриги: даже утконосам было понятно, что награды получат Эдди Редмэйн (за роль Стивена Хокинга) и Джулианна Мур (за роль страдающей от Альцгеймера преподавательницы Элис). И если у Эдди работа действительно тянет на лучшую в карьере, то за Мур немного обидно: были у нее персонажи и поярче. Главное недоумение церемонии — лучшим адаптированным сценарием вдруг оказался скрипт к фильму «Игра в имитацию», который, скорее, лучшая адаптированная статья из Википедии.

Но были и приятные мелочи: немножко наградили «Отель «Гранд Будапешт», не забыли про «Интерстеллар» (хотя для такого громкого фильма удивительно мало номинаций), не стали выпендриваться в документальной секции и честно отдали приз Citizenfour. Конечно, нельзя не упомянуть о доблестной борьбе «Левиафана» Андрея Звягинцева и «Иды» Павла Павликовского, в которой Андрей Петрович, к сожалению, проиграл, но, с другой стороны, проиграть «Иде» совсем не стыдно. Сама церемония прошла довольно скучно, несмотря на то, что ее вел Нил Патрик Харрис. Обычно блистательный актер, кажется, перенервничал и выдал довольно мутный конферанс. Впрочем, его в некотором роде спас Шон Пенн, выдав во время награждения Иньярриту фразу «кто дал этому сукину сыну грин-карту» (на следующий день эту штуку обсуждали все СМИ на свете). Напоследок дежурный факт: Мерил Стрип снова побила личный рекорд по количеству номинаций — она была выдвинута уже в 19-й раз. Никогда такого не было и вот опять.

to be continued…


comments powered by Disqus