Летопись «Оскара»
Cinemaholics Team,

История «Оскара» сама по себе — то еще кино. А точнее — захватывающий сериал.

Inception

Первое вручение наград состоялось в 1929-м году в банкетном зале отеля «Рузвельт» (Голливуд) и заняло 4 минуты 22 секунды. Быстро управились, учитывая, что на этом событии присутствовало двести пятьдесят человек. Лаконичность «дебюта» была с лихвой компенсирована через год — в 1930-м провели аж две церемонии. На первой, кстати, были известны только победители. Представьте себе — идешь себе на церемонию, никого не трогаешь, а тут бац — ты, оказывается, среди номинантов был. Через два года лучшим фильмом станет «Гранд-Отель», где снялись ненавидевшие друг друга Грета Гарбо и Джоан Кроуфорд. Поговаривали, что в перерывах между съемками Кроуфорд намеренно на полной громкости слушала песни Марлен Дитрих, дабы позлить Гарбо (она ненавидела Дитрих), и та действительно сходила с ума. В фильме нет ни одного кадра, где Джоан и Грета появляются вместе.


Унесенные «Оскаром»

Что можно сказать про сороковые? Это эпоха «нуара», утонченных (и иногда ядовитых) дам, стильных мужчин, а в конце всегда кто-то убивает Барбару Стэнвик.

40-е начались с абсолютного триумфа «Унесенных ветром». «Лучшая женская роль» досталась, конечно, Вивьен Ли за Скарлетт. Пишут, что ее муж, Лоуренс Оливье, черной завистью завидовал жене, не мог спать и есть, пока не поставил рядом с наградой Вивьен свою собственную. Кстати, именно в 1940-м году Оскар впервые получил чернокожий человек — Хэтти Макдэниел за роль Мамушки в «Унесенных ветром». Через четыре года «Касабланка» станет лучшим фильмом. В США эта картина считается верхом совершенства, а Барак Обама даже признался, что песня из этого фильма, As Time Goes By, является его любимой.


Ева, я любила тебя

23 марта 1950-го года в голливудском Pantages Theatre прошла 22-я церемония вручения кинонаград «Оскар». Следующие 10 лет это место станет главной площадкой премии.

Казавшийся вечным рекорд «Унесенных ветром» по количеству номинаций (13), был побит. На коне в тот вечер была драма «Все о Еве» — 14 номинаций и 6 статуэток, в том числе и в категории «Лучший фильм». Многие (если не все) ожидали победы молодого, красивого и уже тогда блистательного актера Марлона Брандо. Однако награда ушла Хамфри Богарту за игру в драме «Африканская королева». Богарт не скрывал своего скептического отношения к этому факту и высказался следующим образом: «Вот если бы все номинанты исполняли одну и ту же роль — скажем, Гамлета, а жюри решало, кто лучший — вот это был бы настоящий конкурс!» Классная идея.


Конец прекрасной эпохи и Новый Голливуд

В 1969-м году студия MGM распродала всю свою богатую (мягко говоря) коллекцию костюмов. Этот аукцион, занявший десять дней, стал символом заката «золотой эры» Голливуда. Боги покинули небеса и сошли на грешную землю.

В семидесятые годы в американском кино громко заявила о себе плеяда кинематографистов, которых стали называть «Новым Голливудом» (Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и др.). Именно они сформируют киноязык, на котором впоследствии заговорит тысяча фильмов. Новое десятилетие «Оскара» началось с вопиющей выходки — Марлон Брандо открестился от премии устами своей ставленницы, облаченной в индейский наряд. Поднявшись на сцену, она зачитала письменный отказ актера от Оскара за главную роль в «Крестном отце» — из-за продолжающейся дискриминации индейцев, а также в знак неприятия их экранного образа.

Навсегда останется в истории кино и тот день, когда Почетный Оскар был вручен великому Чарли Чаплину. 10 апреля 1972 года, накануне своего 83-летия, сэр Чарльз, вернувшийся в США после многолетнего изгнания, вышел на сцену за наградой, которая была присуждена «тому, чьи усилия превратили кинематограф в искусство нашего века». Великий художник кино был встречен долгой, несмолкающей овацией более трех тысяч зрителей.

В конце десятилетия Вуди Аллен чуть было не повторил достижение Орсона Уэллса, получив номинации за режиссуру, сценарий и главную роль. Академия присудила ему «Оскары» за режиссуру и сценарий, но Аллен не был бы Алленом, если бы не… прогулял церемонию награждения, объяснив это тем, что ему нужно было играть на кларнете в одном из джазовых клубов Нью-Йорка. Впоследствии игнорирование «Оскара» станет фирменной фишкой Вуди.


Как тонул «Титаник» или Лео в пролете

Лихие девяностые начинаются с лихих фильмов — «Молчание ягнят» купается в наградах. Главный скандал церемонии был вынесен за скобки: в этом году молодой гражданин Квентин Тарантино гремит в Каннах с фильмом «Бешеные псы», однако Киноакадемия не только отказывается включать его в номинацию «Лучший фильм», но и вообще игнорирует как явление. И совершенно зря — молодой гражданин впоследствии вырастет в большого режиссера.

В это же десятилетие «Титаник» был выдвинут в 14-ти номинациях — больше, чем любой другой фильм за всю историю «Оскара», за исключением картины «Все о Еве». Но скандалом стало одно упущение — Киноакадемия решила продинамить Леонардо ДиКаприо. На это он ответил тем, что отверг все приглашения на церемонию. Джеймс Кэмерон, получив свой Оскар за лучшую режиссуру, прокричал знаменитую фразу из фильма «Титаник» – «Я король Мира!!!» Ты царь, живи один.


The Zero Theorem

Первая церемония «Оскар» в новом веке ознаменовалась рядом курьезных ситуаций. Сначала мероприятие чуть не оказалось сорванным из-за пропажи золотых статуэток за несколько дней до вручения, которые позже были якобы обнаружены в мусорном баке. Вся эта истории была достаточно запутанной и невразумительной. Настоящий фурор на церемонии произвели Трей Паркер и Мэтт Стоун, создатели мультфильма «Южный парк», которые явились на церемонию в женских платьях. Позже они признались, что были под ЛСД.

В 2004-м Киноакадемия явно в угоду массовому зрителю сполна воздала картине «Властелин колец: Возвращение Короля». Фильм получил 11 наград из 11 номинаций, и на данный момент является единственным фильмом в истории Киноакадемии, получившим все Оскары, на которые номинировался. Еще один примечательный факт — в нулевых интерес публики к церемонии продолжал ежегодно падать, несмотря на эксперименты Киноакадемии с ведущими (как правило, неудачными) и постоянные скандалы.


В десятые

Десятые начались с противостояния бывших супругов — Кэтрин Бигелоу и Джеймса Камерона. Оба претендовали на звание лучшего режиссера, и по кармическому закону статуэтка должна была достаться гиганту Камерону. Однако базовый расклад не уцелел, и Оскар отправился Кэтрин. Феминистки ликуют.

В следующем году Оскар доверили вести Джеймсу Франко и Энн Хэтэуэй и, по мнению многих, сделали это напрасно — невнятный конферанс загубил и без того не самую выдающуюся в плане ожиданий церемонию. Основная часть наград предсказуемо ушла ленте «Король говорит!», Натали Портман наконец-то получила свой Оскар, а блестящая «Железная хватка» Коэнов торжественно пролетела мимо всех десяти номинаций. Скука, зато Финчер получил приз за лучший адаптированный сценарий, а Мелисса Лео стала первой актрисой, сказавшей нехорошее слово во время вручения. Даже удивительно, что никто не делал этого раньше.

В 2012-м случился разрыв шаблона — фаворитом премии стал французский (!) черно-белый (!!) немой фильм (!!!) «Артист». Пять наград, в том числе и лучшая мужская роль первого плана (Жан Дюжарден). Словно извиняясь за предыдущий тоскливый год, Киноакадемия пыталась удивлять — в категории «Лучший иностранный фильм» впервые победила иранская картина («Развод Надира и Симин»), Гленн Клоуз опять ничего не получила (хотя, казалось бы, доколе), Мэрил Стрип побила собственный рекорд и взяла третий Оскар (круче нее в этом плане только Кэтрин Хепберн). Вуди Аллен снова отхватил «Лучший сценарий» и снова не пришел. Отрадно, что хорошие традиции не умирают.

В 2013-м году академики сжалились над людьми, засыпающими на выходах ведущих, и передали церемонию в руки Сэта МакФарлейна. Взамен они получили пачку отменных шуток, незабываемую песню про сиськи и счастливые лица телезрителей. Помимо рулад про грудь, было еще много чего занимательного — Дэниэл Дэй-Льюис стал первым актером в истории, получившим три премии в номинации «Лучшая мужская роль», Ханеке наконец-то забрал приз за «Лучший иностранный фильм» (заслуженно). Великая Эммануэль Рива (самая пожилая номинантка в истории, к слову) претендовала на «Лучшую актрису», но уступила молодой Дженнифер Лоуренс. По этому поводу было пролито немало слез и надорвано немало задниц от возмущения, однако позже Джен еще докажет миру, что все это было не зря. А Рива и без Оскара — золото.


Все о Лео

Да, в 2014-м году Леонардо ДиКаприо снова не получил Оскар. Зато его получил Мэттью Макконахи, который за пару лет превратил свою карьеру в учебник «Как перестать сниматься в ромкомах и начать всем нравиться». В рубрике «удивительное рядом» — Джаред Лето, как будто ненадолго зашедший в кинематограф, чтобы получить Оскар за лучшую роль второго плана в фильме «Далласский Клуб Покупателей». Фильмом года стал «12 лет рабства», повествующий, не поверите, о 12-ти годах рабства, а сенсационная «Гравитация» собрала все технические награды плюс награду за режиссуру. Сама церемония прошла довольно весело — ведущая Эллен ДеДженерес заказала в зал пиццу, Кейт Бланшетт произнесла отвязную речь, Джон Траволта переврал имя Идины Мензел и превратился в локальный мем. На память от всего этого действа осталось селфи Эллен с кучей звезд, которое ретвитнули миллионы людей по всему миру.


Было так жестоко сердце мне разбито, а потом сказал ты — Алехандро Иньярриту

2015-й — год Иньярриту. Изменив своему традиционному творческому методу «ешь, страдай, молись, люби», он снял линейную и остроумную картину «Бердмэн», которая настолько поразила академиков, что они с радостью отдали ей самые заветные статуэтки: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучшая работа оператора». В главных актерских номинациях на этот раз не было никакой интриги: даже утконосам было понятно, что награды получат Эдди Редмэйн (за роль Стивена Хокинга) и Джулианна Мур (за роль страдающей от Альцгеймера преподавательницы Элис). И если у Эдди работа действительно тянет на лучшую в карьере, то за Мур немного обидно: были у нее персонажи и поярче. Главное недоумение церемонии — лучшим адаптированным сценарием вдруг оказался скрипт к фильму «Игра в имитацию», который, скорее, лучшая адаптированная статья из Википедии.

Но были и приятные мелочи: немножко наградили «Отель «Гранд Будапешт», не забыли про «Интерстеллар» (хотя для такого громкого фильма удивительно мало номинаций), не стали выпендриваться в документальной секции и честно отдали приз Citizenfour. Конечно, нельзя не упомянуть о доблестной борьбе «Левиафана» Андрея Звягинцева и «Иды» Павла Павликовского, в которой Андрей Петрович, к сожалению, проиграл, но, с другой стороны, проиграть «Иде» совсем не стыдно. Сама церемония прошла довольно скучно, несмотря на то, что ее вел Нил Патрик Харрис. Обычно блистательный актер, кажется, перенервничал и выдал довольно мутный конферанс. Впрочем, его в некотором роде спас Шон Пенн, выдав во время награждения Иньярриту фразу «кто дал этому сукину сыну грин-карту» (на следующий день эту шутку обсуждали все СМИ на свете). Напоследок дежурный факт: Мерил Стрип снова побила личный рекорд по количеству номинаций — она была выдвинута уже в 19-й раз. Никогда такого не было и вот опять.


Мерещится, то ли Большая, то ли Малая

В 2016-м году произошло то, чего все так долго ждали и на что были убиты годы придумывания мемов разной степени блистательности. Да, да, Лео наконец-то получил свою заветную статуэтку за роль в фильме «Выживший», закрыв тем самым целый сегмент юмора в интернете (открыв, правда, новый — с медведем в главной роли). Позже в интервью Esquire его коллега по картине Том Харди рассказал, что Ди Каприо предсказал Тому номинацию за роль, и они даже поспорили: проигравший должен был сделать тату по выбору победителя. В итоге Харди пришлось сделать татуировку «Лео знает все».

Этот год тоже мог бы стать очередным триумфом Иньярриту, однако главная награда отошла злободневному фильму «В центре внимания» о доблестном подвиге бостонских журналистов, раскрывших педофилов в рядах Церкви. Но Алехандро с пустыми руками тоже не остался: он стал лучшим режиссером. Также «Выживший» подарил очередную статуэтку оператору Эммануэлю Любецки, что, конечно, справедливо, но с другой стороны — в 13-й (!) раз был проигнорирован великий человек Роджер Дикинс.

В целом церемонии прошла вполне бодро и мило (спасибо, Крис Рок), хотя и не без поджигания пятых точек: например, «Лучшая песня» отошла не Леди Гаге, от которой все плакали навзрыд (она записала заглавную вещь к документальному фильму об изнасилованиях в американских университетах) и даже не Энтони Хегарти, которой достоин всех наград мира, а стандартной поп-песенке из «007: Спектр». Также прокатили отличную короткометражную работу Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», отдав предпочтение умильной «Медвежьей истории». Зато наконец-то получил свою награду Эннио Морриконе за саундтрек к «Омерзительной восьмерке» — до этого у него был только «Почетный Оскар».

Все технические награды заслуженно собрал «Безумный Макс», уступив только «Визуальные эффекты» картине «Из машины». Видимо, академики посчитали, что Викандер смотрится внушительнее любых боевых фур. Кстати, про Викандер: она стала лучшей актрисой второго плана, обставив таких серьезных конкуренток как Кейт Уинслет и Дженнифер Джейсон Ли (у которой парадоксальным образом это была первая номинация). Зато на этот раз без Мерил Стрип!

to be continued…