«Двое во вселенной»: Очаровательное разочарованье


У Эда (Джереми Айронс) и Эми (Ольга Куриленко) любовь до гроба: он — преподаватель астрофизики, она — его студентка. У первого — седые виски, исследование по бесконечности вселенной, жена и дети; у нее — смазливое лицо и карьера каскадерши, берущая начало из личной трагедии. Видятся они крайне редко, общение имеет формат смс, имейлов и разговоров по скайпу. Эд постоянно шутит про вселенских двойников и каким-то пугающим образом предугадывает действия Эми — вплоть до того, что, находясь в другой стране, присылает ключи, которые она потеряла с утра. Однажды этот волшебник умирает, но его общение с возлюбленной не прекращается: письма приходят исправно, их содержание более чем актуально. Эми пытается понять, что происходит: умер ли ее любимый на самом деле? Кто присылает ей письма? Есть ли параллельные вселенные?

Фильмы классиков, коим является Джузеппе Торнаторе, всегда ждешь с нетерпением. Тем более, когда режиссер снял такое трогательное и великое кино, как «Новый кинотеатр «Парадизо», а в копилке еще есть и «Малена», и «Лучшее предложение». Ко всем картинам итальянец самостоятельно пишет сценарии, и до этого этапа карьеры нехватки идей замечено не было. Поначалу «Двое во вселенной» кажется мелодрамой с элементами фантастики и детектива — героиня собирает разбросанные подсказки и рассуждает о магической множественности сущего. Но как только догадки рассеиваются, оставляя лишь неуклюжую реальность, сюжет все отчетливее начинает напоминать другую некогда популярную любовную историю. Новый фильм Торнаторе оказывается ремейком экранизации «P.S. Я люблю тебя», которая и без того звезд с неба не хватает. В оригинале со всей присущей ему сентиментальностью рассказывается история жены, которой помогает начать новую жизнь почивший муж, и душещипательность в этом определенно есть. В случае «Двое во вселенной» перед нами затянувшийся адюльтер, который, какими бы чувствами он ни был ведом, все равно несет за собой шлейф отравленного счастья. История наделяется какой-то дополнительной пошлостью и вызывает неприятие ситуации.

Картина держится на двух главных героях, так как все остальные персонажи служат лишь обрамлением их истории. Джереми Айронса «в натуральную величину» наблюдать почти не приходится: как правило, он заключен в границы экрана ноутбука. Почти все время отведено героине Эми, которую опрометчиво доверили играть Ольге Куриленко. Факт того, что она является актрисой, сам по себе странный, а видеть ее в главных ролях у хороших режиссеров и вовсе неприемлемо. Стараниями актеров можно было повернуть банальный сюжет фильма в нечто достойное эмпатии, но Куриленко только усугбляет ситуацию: Ольга слишком часто думает о том, достаточно ли красиво она страдает на камеру и по тем ли складкам текут ее слезы.

Джузеппе Торнаторе, конечно, не лишен таланта, и изначальная задумка картины представляется красивой метафорой, что человек, как взорвавшаяся звезда, после смерти способен оставаться в жизни своих близких. Но выражена эта идея в фильме крайне неудачно: в истории слишком много эгоцентричности, которая и закручивает всю череду событий. Вечная любовь, в которую здесь и так с трудом верится, перерастает в неумение отпускать. А в середине фильма героиня совершает невозможно глупый поступок по невозможно глупой причине, и дальше зрителю приходится следить за тем, как она очень долго пытается исправить свою ошибку, так что история превращается в путь глупости, а не вечности. Диалоги сочатся неловкой приторностью, а концовка и вовсе неприлично слащава в своей вторичности. И впечатления от последней работы итальянского мэтра остаются примерно такие же, как от сериала на канале Россия 1.

Анастасия Муяссарова


comments powered by Disqus