Куда мне до нее, она была в Париже

Мария Ремига,

9-го октября родилась Екатерина Голубева — муза и жена Леоса Каракса, актриса явно внеземного происхождения. Дабы это понять, достаточно просто взглянуть на ее лицо — как писал Леос, в нем столько ангельского, что ни один художник не смел бы о таком даже мечтать.

Каракс — не единственный человек, черпавший в Голубевой вдохновение. Еще учась во ВГИКе, она познакомилась с литовским режиссером Шарунасом Бартасом, который впоследствии сделал Екатерину центром своих лаконичных картин. Вместе они создали несколько фильмов, но потом их дороги разошлись — Голубева встретила Каракса, брак с Бартасом рухнул.

Голубева снималась редко, но довольно-таки метко. Ее иногда называли «талисманом «новых французских экстремистов», она играла в «29 пальмах» Бруно Дюмона и в двух лентах Клер Дени. Мы решили вспомнить некоторые ее картины и один фильм, в котором она не снималась, но которого без нее точно не было бы.


J'ai pas sommeil / Не могу уснуть, 1994
Реж. Клер Дени

Хроника бессонных ночей отдельно взятого города. Голубева здесь играет девушку из Литвы, приехавшую в Париж на старом автомобиле. Помимо нее в центре сюжета — маньяк-трансвестит, убивающий пожилых женщин. Впрочем, сюжет здесь — всего лишь каркас, не позволяющий фильму рассыпаться на десятки туманных виньеток, в которых самое главное – атмосфера. Фильм сам чем-то напоминает бессонницу – состояние, когда бесконечно устал, но научился получать своеобразное удовольствие от этой усталости. «Не могу уснуть» — одна из ранних работ Голубевой, и при просмотре кажется, что она играет вполсилы, неохотно, но на самом деле она не играет вовсе, а просто легко и свободно проживает небольшую жизнь на экране.







Few of Us / Нас мало, 1996
Реж. Шарунас Бартас

Одна из самых известных совместных работ Голубевой и Бартаса, картина, полная тревоги и холодного воздуха. В фильме толком ничего не происходит и происходит сразу все — тихо, но мощно течет жизнь, одними взглядами и выражениями лиц рассказываются истории и пересказываются сны. На Екатерину здесь очень интересно смотреть — без слов, лишних жестов и ужимок она ухитряется показать целый диапазон эмоций: от хладнокровного спокойствия до тяжелой тоски.







Pola X / Пола Х, 1999
Реж. Леос Каракс

«Пола Х» — экранизация романа Германа Мелвилла «Пьер, или Двусмысленности» (был написан в 1852-м году), со скрипом публиковавшегося до начала 90-х. Скрип был вызван наличием в произведении инцеста, который, как правило, не особо радует издателей. Название "Pola X" — акроним французского "Pierre, ou les Ambiguities", X добавили потому, что картина снята по десятому варианту сценария. Фильм в свое время потерпел крах на всех фронтах (в Каннах его не приняли, денег толком не собрал), но, на самом деле, он никогда не казался полным провалом. Да, это слишком болезненное и неуютное кино, больше напоминающее двухчасовую демонстрацию оголенных нервов; оно неровное, иногда скучное, но вместе с тем – очень красивое и завораживающее. И главная красота здесь – это Голубева, которая даже в образе диковатой, вечно встревоженной беглянки умудряется сиять так, что на ее фоне меркнут большинство ухоженных красавиц.











Девять Семь Семь, 2006
Реж. Николай Хомерики

Иван Тишков, кандидат наук из Новосибирска, приезжает в медленно умирающий НИИ и сразу же становится руководителем отдела №7, где вот уже несколько месяцев на группе добровольцев тестируют экспериментальный прибор. Прибор умеет делать всякие удивительные вещи, а именно — замерять некий поток частиц, исходящий от людей. У каждого человека этот поток свой, его невозможно изменить, и его пороговое значение на приборной шкале — 977.

У этого фильма (как и у многих проектов, в которых участвовала Голубева) довольно сложная судьба: изначально картина задумывалась как мистический боевик, сюжет лет пять был как неуловимый Джо из анекдота (который нафиг никому не нужен), в итоге он достался Николаю Хомерики. Премьера фильма состоялась в Каннах, картина благополучно пролетела мимо всех возможных радаров, оставив за собой легкий след вежливого недоумения у зрителей и небольшую статью в Variety. Хомерики можно за многое ругать (например, за попытку сыграть в Тарковского), но у него точно есть свой голос — неброский, но внятный и убедительный. Он, возможно, не раскрыл потенциал сюжета до конца, не высвободил заложенную в нем энергию, но он смог превратить его в довольно притягательную «сказку про темноту» и под финал вывести зрителя на свет. «977» — один из последних фильмов, где можно услышать, как Екатерина говорит по-русски. Ее роль в картине — не очень большая и не самая важная (она играет младшую научную сотрудницу Тамару, у которой к Тишкову какие-то не совсем понятные чувства), но преисполненная странного очарования, как будто она случайно зашла в фильм и неожиданным образом идеально вписалась в его мир.







Holy Motors / Корпорация «Святые моторы», 2012
Реж. Леос Каракс

Строго говоря, самой Голубевой здесь нет. «Святые моторы» — это фильм-посвящение, долгие проводы, попытка послать записку с признанием в любви на тот свет. В конце картины появляется титр «Катя, — тебе» и в каком-то смысле это снимает все вопросы. Собранный из десятка разных историй, объединенных одним героем (в исполнении Дени Лавана) этот фильм — попытка понять, что это значит — быть живым. Ответа картина не дает, потому что, как говорил сам Каракс, он снимает не для того, чтобы давать ответы.







Мария Ремига