«Кубо. Легенда о самурае»: Преданья старины глубокой


Кубо. Легенда о самурае / Kubo and the Two Strings
Режиссер: Трэвис Найт
Роли озвучивали: Руни Мара, Мэттью МакКонахи, Арт Паркинсон, Шарлиз Терон, Рэйф Файнс
Дата премьеры: 20 октября

Одноглазый мальчик Кубо устраивает в прибрежной деревушке настоящие представления с помощью разноцветной бумаги и музыкального инструмента сямисэн. Шоу приводит в восторг и взрослых, и детей, но рассказ всегда обрывается на самом интересном месте, потому что его концовки мальчик и сам не знает. После сбора всеобщего восхищения, смешанного с негодованием, Кубо торопится домой — в пещеру на высокой скале. Если он не успеет вернуться до захода солнца, то, по словам матери, его схватят злые тетушки, которые уже не первый год охотятся за его оставшимся глазом.

Laika Entertainment — маленькая студия с большим сердцем, вдохнувшая жизнь в жанр stop-motion — представила свой четвертый и самый амбициозный полнометражный мультфильм. «Если вы хотите моргнуть, сделайте это сейчас», — первая фраза и вид бушующего океана впечатывают в кресло и заставляют, затаив дыхание, следить, как создатели, подобно главному герою, завораживающе управляются с бумажным материалом, возводя немыслимые декорации. Добиться визуального совершенства удалось благодаря исключению любых элементов, вызывающих неприятные ощущения, которыми пестрели предыдущие проекты студии — «Паранорман» и «Семейка монстров». Уродливость некоторых персонажей Laika, как правило, несет в себе скрытый смысл и зачастую оправдана, но отсутствие отторгающих деталей в «Кубо» позволяет создать на экране магическую красоту. Решение отказаться от привычного средства выразительности было принято не только в угоду эстетике — это также выглядит как один из шагов студии в сторону традиционной анимации.

Разное по своей окраске чувство удивления вызывает как изощренность спецэффектов, так и незатейливость истории. Хотя в центре сюжета типичный для Laika образ странного, обделенного чем-то ребенка, общая канва повествования, вопреки локациям, больше напоминает не творение Хаяо Миядзаки, а детище Disney: масштабная сказка про приключения в давние времена в экзотической стране с задействованием волшебных атрибутов. Взятая за основу вечная и неуловимая проблема также идет вразрез с темами, к которым раньше обращалась студия. Выбирая важные и актуальные для детей конфликты, которые зачастую оставляют без внимания крупные анимационные компании, Laika создавала страшноватые, но невероятно добрые и впечатляющие истории про то, что надо ценить синицу в руке, не обижать белую ворону, не поддаваться стереотипам и отпускать прошлое.

Конечно, тема памяти, поднятая в «Кубо», — большая и светлая, но во время просмотра не покидает ощущение, что все это великолепие создавалось в первую очередь как демонстрация технических достижений, а не как понятная ребенку обертка для серьезного посыла. Первоначальный рассказ о вынужденном спасении от призрачного зла совершенно неожиданно выливается в мораль о том, что близкие всегда живут в наших сердцах. Сама идея несомненно правильная и растолковать подрастающему поколению ее необходимо, но этого не добиться за одну лишь финальную сцену. Внезапные сюжетные повороты и трагичные моменты, призванные эмоционально подвести зрителя к громкому заявлению в конце, смазаны мотивом пути самурая и поданы будто второпях — не хватает паузы, чтобы осознать и примерить на себя происходящее в полной мере. Говоря о памяти и жертвенности, «Кубо» выходит на одно поле с чудесной «Песнью моря», где очевидно ей проигрывает.

Огромный поток анимационных проектов разного качества приводит к тому, что мультипликацию уже стоит хвалить, если она хотя бы воспевает добрые чувства, но Laika стоит не на уровне безалаберных DreamWorks и Illumination Entertainment, а переливается редким блеском жемчужины, поэтому к ее картинам завышенные ожидания. Но даже в этом случае, уступая в чем-то предыдущим проектам студии, «Кубо. Легенда о самурае» тем не менее предстает ярким и светлым приключением, чей образ не растает в памяти, как только вы моргнете, выйдя из кинотеатра.

Анастасия Муяссарова


comments powered by Disqus