Фильм для никого: La leggenda di Kaspar Hauser

Мария Ремига,

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, море выносит на берег тщедушное тело не то юноши, не то девушки, которая выглядит как юноша. На этом странном существе – минимум одежды: только штаны, кроссовки и наушники, сознание потеряно, документов нет. Он (кажется, все-таки он) тут же становится объектом внимания местного шерифа, который оттаскивает паренька подальше от берега и пытается понять, что же это вообще такое. Дело в том, что пришелец с неведомых берегов все время дрыгается под музыку, которая, кажется, играет у него в голове и умеет говорить только две фразы - «я - Каспар Хаузер» и «я хочу быть кавалеристом как мой отец».

«Легенда о Каспаре Хаузере» – классический «фильм для никого»: черно-белый, с вывернутыми наизнанку клише, с замечательным саундтреком, немного топорный и бесконечно красивый. В нем ни хрена непонятно, но понимать и не надо: надо просто наслаждаться происходящим на экране. На самом деле, в основе картины лежит одна из самых загадочных легенд XIX века - история про странного найденыша Каспара Хаузера, который непостижимым образом обнаружился в Нюрнберге, в Троицын день 1828 года. Ему дали прозвище «дитя Европы», но его происхождение и его смерть так и остались неразгаданными. Баварский король обещал нехилую награду тому, кто найдет ключ к этой тайне, но все попытки пролетели как кукушка над гнездом - ничего выяснять толком не удалось, кроме того, что с трех до шестнадцати лет Каспар жил в заточении, еду ему приносили, и контактов с миром людей он не имел.






Каспар умел говорить только две фразы – «не знаю» и «хочу быть кавалеристом как мой отец», что, конечно, ясности в положение никак не вносило. Народ считал Каспара наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели ("официально" он был мертв, а его трон занял узурпатор), однако стопроцентно верного ответа на вопрос, кто он такой, нет до сих пор. Вообще, это одна из самых классных историй в мире, в ней одно удовольствие копаться. Вернер Херцог в свое время сделал по ней один из своих лучших фильмов – «Каждый за себя, а Бог против всех». Но сегодня не о нем.

«Каспар Хаузер» Дэвида Манули – это такой диковинный арт-зверь, который резвится на выжженном поле вестерна. Внутри фильма работает какая-то странная логика, которой явно сломали ноги, дабы картина не могла прямо ходить. И вот ее то и дело клонит: то в философскую притчу, то в абсурдную комедию (с нее все и начинается – шериф в исполнении Винсента Галло устраивает разборки с собственным отражением в зеркале), то просто в какой-то шумный праздник непослушания (см. финал). Искать здесь смысл или, допустим, магистральную тему – немного мазохизм: можно в процессе разрубания концептов на куски обнаружить, что этот фильм сразу обо всем и ни о чем. Самый приятный вывод, который можно сделать после просмотра ленты, примерно такой: Бог – это диджей, но ему нет дела до того, какую музыку ставить, и понравится ли она людям. А у нас, у людей, выбора нет – приходится танцевать.

Мария Ремига