«Джейсон Борн»: Эх, раз, да еще раз

Сергей Кощеев,

Джейсон Борн / Jason Bourne
Режиссер: Пол Гринграсс
В главных ролях: Мэтт Дэймон, Алисия Викандер, Томми Ли Джонс, Венсан Кассель, Джулия Стайлз, Риз Ахмед
Дата премьеры: 1 сентября

Джейсон Борн жив, но, кажется, забыт: он подрабатывает уличными боями где-то в Греции. Тем временем его давняя знакомая Ники Парсонс, также находившаяся в бегах, проникает в базу данных ЦРУ с удаленного компьютера и находит информацию о проектах по вербовке и подготовке спецагентов, проливающую новый свет на прошлое Борна. Ее действия засекают, и юный компьютерный аналитик Хизер Ли вызывается возглавить операцию по поимке Парсонс и, возможно, Борна.

Хотя времени прошло совсем немного, кажется, что актуальность франшизы про Борна уже обильно поросла мхом: каждый аспект построенной в ней тайной организации после дел Ассанжа и Сноудена и нынешнего мира выглядит жутко анахронично, равно как и убийственная серьезность подачи — комично. Впрочем, если зрители и полюбили приключения спецагента с плохой памятью, то явно не из-за подковерных интриг, сюжетных твистов и развязок, каждая из которых нет-нет да улепетывала из головы после просмотра аки прошлое Борна. Просто Лайман и в особенности Гринграсс поставляли напряженный триллер, основанный на умении спрятаться на самом видном месте, перемежая его ураганным, резаным экшном. Потом был довольно адекватный, но совершенно необязательный спин-офф с Джереми Реннером, созданный, кажется, для того только, чтобы выкатить Великий Камбэк. Судя по получившемуся, с жирным «бэк» на конце.

Весь фильм выглядит как отчаянная попытка сыграть ровно по тем же нотам, доведенная до абсурда. Сюжет никогда не играл большой роли, но здесь это совсем неубедительная каша с флэшбеками, служащая только для того, чтобы запустить следующую сцену погони, к каждой из которых найдется рифма куда ярче из предыдущих частей. Рваный, ручной камерой снятый экшн именно «Борн» когда-то ввел в моду, но Гринграсс теряет всякое чувство меры — от фильма натурально укачивает, конец этой свистопляски каждый раз приходит как спаситель. Ни разу на всем протяжении картины не возникает даже искры новой мысли, попытки переизобрести франшизу, которая именно в этом и нуждалась. Меняются лица в ЦРУ — теперь здесь суровый и явно отбывающий номер Томми Ли Джонс и неумолимая Алисия Викандер, компьютеры стали поновее — но внутри чувствуется все тот же, набивший оскомину остов. Так и в итоге: забронзовевший Борн уходит под свою фирменную тему в ремиксе только для того, чтобы вернуться. Только в этот раз искать его совсем не хочется.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)