Аджани, утоли мои печали, Аджани

Мария Ремига,

27 июня родилась Изабель Аджани.

Многие из нас помнят эту талантливую актрису и красивейшую женщину по таким лентам как «Одержимая» (А. Жулавски) и «Жилец» (Р. Полански), где она, вне всякого сомнения, выкладывалась на все сто (в «Одержимой» так уж точно: многие до сих пор тянутся за валерианкой, вспоминая сцену с «осьминогом»). Одна из самых знаменитых в мире француженок всегда была весьма избирательна в выборе ролей: да, у нее практически нет «народных хитов» (даже «Королева Марго» Патриса Шеро, при всем уважении, все-таки не самый известный фильм на свете), но и откровенно слабых картин тоже наперечет.

Для тех, кто падает при виде Изабель в обморок и готов ради нее вычеркнуть из жизни пару дней, мы составили краткий гид по ее работам — Херцог, Трюффо и все-все-все (минус уже упомянутые Жулавски, Полански и Шеро).


L'histoire d'Adèle H. / История Адели Г., 1975
dir. François Truffaut

Экранизация книги Франсеса В. Гийе «Дневник Адель Гюго» от важнейшего режиссера французской «новой волны». Фильм рассказывает печальную историю Адели Гюго — младшей дочери знаменитого писателя Виктора Гюго, которая так сильно полюбила офицера Альберта Пинсона, что под конец жизни сошла от этого с ума. Адель писала Альберту страстные письма, высылала деньги, дабы он мог разобраться с карточными долгами и даже «покупала» ему проституток, чтобы не грустил. Но все без толку, Пинсону было наплевать. В психологии, к слову, существует так называемый Синдром Адели Гюго — это когда любишь неблагодарного мудака кого-то безответно до помутнения рассудка.

Вот что сам Трюффо говорил про картину:

«История Адели Г.» похожа на музыкальную пьесу для одного инструмента, она не требует специальных и пространных объяснений.


Nosferatu: Phantom der Nacht / Носферату: Призрак ночи, 1978
dir. Werner Herzog

Вариация на вечную тему «Дракула — интересный парень» от любимого режиссера Роджера Эберта. Отменное атмосферное кино, полное фирменного Херцоговского безумия. Традиционный актерский талисман Вернера — Клаус Кински — тоже на месте, так что никто не уйдет недовольным. Картина собрала тележку призов разной степени значимости (от «Серебряного медведя» за работу художника до премии с прекрасным названием «Золотой пеликан» на фестивале в Картахене). Тем, кто любит ленты про бледные лица, крики в темноте и пугающий скрип дверей пропускать картину настоятельно не рекомендуется.


Mortelle randonnée / Смертельная поездка, 1983
dir. Claude Miller

Небрежно сделанный, но все равно потрясающий нуар от ученика Трюффо, режиссера Клода Миллера. В сценаристах — Мишель и Жак Одиар. Сюжет в некотором роде классический: все гибнут (в том или ином смысле) из-за женщины. Изабель в фильме ест груши и влюбляет в себя все, что движется — кто не видел это, тот многое в жизни потерял, абсолютно завораживающее зрелище.


Subway / Подземка, 1985
dir. Luc Besson

Маленький красивый фильм великого французского романтика (который сейчас уже не такой великий и не совсем романтик). Мелкий вор по имени Фред крадет документы у красавицы Хелен и начинает ее шантажировать. Муж дивной особы спускает на бедолагу головорезов, вскоре к ним подключается полиция, и парень начинает скрываться в метро. В процессе увлекательной беготни по станциям Фред понимает, что любит Хелен, но от махинаций с документами при этом он отказываться вовсе не собирается. У себя на родине картина закономерно стала большим хитом. К слову, изначально главные роли в ленте должны были сыграть Стинг и Шарлотта Рэмплинг. При всем уважении — хорошо, что не вышло, иначе бы у нас сейчас не было замечательного актерского дуэта Ламберт-Аджани.


La journée de la jupe / Последний урок, 2008
dir. Jean-Paul Lilienfeld

Неровный и агрессивный, но довольно увлекательный фильм о неожиданных педагогических приемах. Как-то раз ученик не самой благополучной школы приносит на занятие беретту, чем окончательно сводит с ума измученную учительницу литературы (собственно, Аджани). Она отбирает у пацана пистолет, запирает дверь в классе и начинает быстро-быстро вдалбливать в неразумные головы вечные ценности. Изабель заслуженно получила за роль в фильме премию «Сезар».


Бонус: А вот так Изабель поет. Песню написал Серж Генсбур, а клип снял Люк Бессон. Хорошая компания.