Берлинале 2016: «Хеди»

Катя Карслиди,

Хеди — 25-летний выходец из мусульманской семьи. Он живет в городе Кайруан в родительском доме, работает выездным продавцом в компании Peugeot и через неделю должен жениться на девушке, которую для него выбрала властная мать. Но Хеди не проявляет интереса ни к будущей жене, ни к работе, ни к жизни в целом, и кажется, что он вообще существует на автопилоте. Единственное, что ему нравится — рисовать иллюстрации для комиксов, но хобби погребено под ежедневной рутиной и всерьез никем не воспринимается.
Во время командировки в Тунис Хеди знакомится с раскрепощенной женщиной по имени Рим — она танцует для туристов в отеле, в котором живет молодой человек. Рядом с Рим он чувствует свободу и хоть какой-то вкус к жизни, они практически сразу влюбляются друг в друга и проводят все время вместе. После такого приключения Хеди, конечно же, не хочет возвращаться в серые будни, но, тем не менее, выбор сделать не так просто, как кажется.

Впечатляющий режиссерский дебют Мохамеда Бена Аттиа чем-то напоминает «Любовников» Джеймса Грея, но в данном случае игра ведется на чуть более опасной территории. Главный герой сталкивается с нелегким выбором между своей страстью и долгом перед семьей. Учитывая культурные особенности его народа, квест включает в себя несколько уровней сложности. Фильм совершенно не затрагивает политические темы, но выдает четкую картину того, как функционирует общество: безработица, опустевшие (после теракта в Сусе) отели и пляжи. Режиссер поднял достаточно важную в наше время тему, ведь, несмотря на революцию в Тунисе, у большей части населения национальные и религиозные ценности все еще превалируют над свободой выбора, феминизмом и прочими радостями жизни.

Хадиджа — невеста, выбранная для Хеди — девушка из хорошей семьи, воспитанная по всем мусульманским обычаям. Её цель в жизни — поскорее сбежать от присмотра матери, нарожать детей и стать хорошей женой. Но стоит спросить её об амбициях и самореализации, как в глазах высвечивается «Ошибка 404». Она будто и не задумывалась о том, что есть какие-то еще варианты, — как и Хеди до встречи с Рим.

Фильм был снят при поддержке бельгийских гениев социального кино — братьев Дарденн — и стал по-настоящему революционным для Туниса. Режиссеру удалось затронуть ряд важных тем, при этом не сделав сюжет усыпляюще скучным. Героям сложно не сопереживать, и сама история вряд ли сможет кого-то оставить равнодушным: все мы в жизни сталкиваемся с подобной нашему герою ситуацией, даже если в нашем случае нет никакой религиозной подоплеки. На пути к свободе может встать все что угодно: осуждение общества, своенравные родители или насиженное место, обещающее скучную, но заманчивую стабильность.

Остаётся только сделать свой выбор и научиться не осуждать чужой.

Катерина Карслиди