«Возмущение»: Что знает Оливия?

Анастасия Муяссарова,

Возмущение / Indignation
Режиссер: Джеймс Шеймус
В главных ролях: Сара Гадон, Логан Лерман, Трэйси Леттс, Бен Розенфилд
Дата премьеры: 27 сентября (в рамках Амфеста)
У жителей Воронежа и Тюмени еще есть возможность посмотреть фильм 5 и 3 октября, подробная информация по ссылке: http://www.coolconnections.ru/ru/festivals/amfest/2016/.

Шел второй год Корейской войны. Марк — безупречный сын, круглый отличник, предмет зависти всех соседей — поступил в колледж другого штата, что просто свело с ума его отца. Что если он свяжется не с теми ребятами? А если будет путаться с какой-то девицей? Да мало ли глупостей можно натворить! И никогда не знаешь, какая из них приведет к смерти.

Взявшись за экранизацию романа Филипа Рота, Джеймс Шеймус поступил хоть и трусливо, но честно: взвесив свои возможности, режиссер понял, что в полной мере перенести классику в кино не сможет и надо «облегчить» посыл произведения, чтобы вышел посильный для него груз. Выбросив всего несколько событий, Шеймус лишил «Возмущение» социальных подтекстов и, собственно, возмущения, сделал героя проще, однозначнее, и второй слой повествования копать не стал. Такая примитивизация существенно не повлияла на общий ход сюжета, но, как и требовалось, превратила роман о нравах, эпохе, терпимости и терпении в любовную историю с нотками сопротивления пуританству.

Зато с мелодрамой режиссер работает блестяще: на экране разворачивается трогательный и трепетный рассказ о первом сильном чувстве, которое так просто не назовешь громким словом «любовь», но с всепоглощающим воздействием которого даже самый практический разум не сможет сладить. Эта поспешная и полная ошибок связь на фоне декораций Америки ХХ века навевает ассоциацию с «Бруклином» Джона Краули. Обе ленты отдают блеском старого Голливуда и объединены чувством горькой грусти взросления, заставляющего брать на себя ответственность за свои поступки.

Дальше этих знакомых вопросов картина не уходит, а если и пытается, то загодя готовит себе путь отступления, чтобы в случае неудачи можно было притвориться, что изначальная задумка такой и была. Война здесь выступает скорее обрамлением, нежели чем-то, что незримо витает в воздухе и вызывает душащую панику. Нелинейная структура повествования — всего лишь способ красиво завершить любовную историю, а не дополнительная почва для размышлений. Да и упомянутой в самом начале фильма цепочке событий не достает звеньев, чтобы выйти за рамки просто эффектного образа. Нет в сюжете той четкой последовательности и страшной неизбежности, при которых малейшие решения могут вдруг обагриться роковыми последствиями.

Лента Шеймуса выхолощенная как главный герой, ее сюжет лишен шероховатостей вроде социального неравенства, морального консерватизма и персонажа нетрадиционной ориентации, которые были в книге. Игнорирование таких моментов кажется удивительным для современного кино, стремящегося везде говорить о несправедливости того или иного рода. Но и при этом упрощении и осторожности картина не смотрится безделицей: многие сцены поставлены очень живо и ярко в силу своей заведомой кинематографичности, легкий и остроумный язык Рота бережно перенесен в диалоги, а Логан Лерман и Сара Гадон — это стопроцентное попадание в образы. Фанаты классика не станут в оскорбленном состоянии рвать на себе волосы, в конце концов, «Возмущение» Шеймуса — это еще одно доказательство величия Филипа Рота, которое позволяет даже из крох оригинального материала сотворить щемящую историю любви.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)