Иди и смотри: Wake in Fright


Джон Грант – «залоговый раб министерства образования». Он вынужден торчать в австралийской глуши и работать школьным учителем до тех пор, пока не выплатит залог. На каникулы Джон собирается съездить домой, в Сидней, проведать свою девушку и как следует отдохнуть. Для этого он сначала отправляется в шахтерский райцентр Банданьябба (на самом деле, такого нет), чтобы потом сесть на самолет и улететь прочь от провинциальных пейзажей. Дабы скоротать время до утреннего рейса, Джон идет в бар, берет кружку пива, потом еще одну, этот алгоритм повторяется раз десять и Грант проваливается в Ад.

«Опасное пробуждение» - важный австралийский фильм Теда Котчеффа (он ответственен за первого «Рэмбо», храни его Господь), который сорок лет никто толком не мог увидеть. Его показали в Каннах в основном конкурсе, потом картина вызвала скандал у себя на родине, провалилась в прокате и благополучно легла на полку. Справедливость восторжествовала только в конце нулевых: ленту достали с антресолей, сдули пыль, отреставрировали, снова закинули в Канны и даже немного покатали по миру. Итог: красивый статус «потерянного шедевра», локальный культ, Ник Кейв в фанатах.

Почему так произошло – понять легко. Во-первых, "Wake in Fright" – фильм не из приветливых: в частности, там есть сцена пальбы по кенгуру, снятая во время настоящей охоты. Во-вторых – и это пугает гораздо больше любого act of killing – он наглядно показывает, что человек недалеко ушел от животного, и будь ты хоть трижды школьный учитель, встав на путь стихии, ты не сможешь потом просто так повернуть назад. Беспощадная глушь целиком пожирает Джона, любая его попытка вернуться в лоно разумной жизни оборачивается крахом, но если для него это изначально – просто каникулы, вышедшие из-под контроля, то для остальных жителей Яббы (так райцентр называет один из героев фильма) – единственный способ существования. Любое действие не имеет смысла, потому что, пользуясь фразой героя джармушевского "Stranger than Paradise", куда не приедешь – везде одно и то же. Это хорошо видно в эпизоде, где Джон, выпивая в веселой компании, подстреливает лисичку и собирается ее подобрать, однако его собутыльники недоуменно машут ему рукой – зачем она тебе? Жизнь в Яббе такая простая и свободная именно потому, что она ничего не стоит. Нет никакого космического закона, которому подчиняются все процессы. И Джон, как образованный человек из большого города, от этой вседозволенности дуреет, спотыкается, теряет волю. Он – Алиса в Стране чудес, чужой среди своих, прямо как пресловутый Рэмбо. «Люди, да что с вами со всеми?!» - вопрошает Грант в конце, пытаясь как-то прервать порочный круг. Да, в общем-то, ничего. Ты не задавай дурацких вопросов, ты лучше пей.

Мария Ремига


comments powered by Disqus