Иди и смотри: Столетний старик, который вылез в окно и исчез

Мария Ремига,

В день своего столетия Аллан Карлссон решил сделать себе подарок: аккуратненько покинуть престарелый дом через окно. Конечно, в его честь купили марципановый торт (обычно покупают со сливками, потому что марципан застревает в зубах у стариков), израсходовали годовой запас маленьких цветных свечек, но так уж вышло, что свой юбилей Аллан решил отметить на вокзале. Там он наскреб мелочи и купил билет до куда-нибудь. За несколько минут до отправления, какой-то парень в грубой форме попросил его подержать чемодан. Так как Аллану уже давно пофигу на вообще все, чемодан он не только подержал, но и забрал его с собой. Не со зла, чисто машинально, просто поезд уже подходил. Потом обнаружилось, что в чемодане лежит 50 миллионов долларов. Но это вообще не самое удивительное из того, что потом обнаружилось.

«Столетний старик, который вылез в окно и исчез» - это фильм, о котором довольно сложно говорить человеческим языком: он весь будто состоит из каких-то очень понятных, но трудно вербализируемых ощущений. Во время его просмотра ты довольно много смеешься (хотя бы потому, что там крадут слона, пародируют Сталина и путают проект по разработке бомбы с коктейлем), иногда пускаешься в размышления, в конце почти роняешь скупую слезу. Но в итоге все, что ты можешь сказать – это то, что было хорошо, что там злодей с лицом Кирпича из фильма Гая Ричи и что тебе срочно надо пойти выпить. Умиротворяющий эффект – это самое ценное в «Старике»: рассказывая, в общем и целом, о том, что выживут только фаталисты, что ничего не происходит в жизни случайно, он способен вселить робкую надежду на то, что все мы, в конце концов, вырулим на нужную дорогу. Как писал один умный человек в рецензии на совсем другой фильм – если ты едешь не туда, поворачивать назад уже поздно.






Несмотря на то, что почти все сюжетные повороты фильма выглядят как торжество абсурда над здравым смыслом, концы с концами там сходятся удивительно ловко. В картине Аллан, параллельно с основными событиями, (в которые входят, собственно, его перемещения с несчастным чемоданом и тщетные попытки хозяина бабок вернуть родной нал) рассказывает историю своей жизни, которая звучит настолько дико, что не может оказаться неправдой. Если верить его словам, он успел помочь в разработке бомбы, взбесить Сталина, превратить в пепел половину ГУЛАГА, побыть двойным шпионом и что только не. Вокруг его фигуры по мере развития сюжета образуется целая воронка персонажей разной степени колоритности: ушлый мужичок средних лет, вечный студент, решительная женщина, держащая слона во дворе. У фильма очень хороший темп и, несмотря на то, что ближе к концу картина слегка «проседает», скучать не приходится ни разу.









У БГ в одной из песен есть такое определение – «ходячее лихо». Вот «Старик», несмотря на пригоршню рефлексии и как будто слегка выцветшую картинку – вот такое «ходячее лихо» и есть. Только оно не сбивает с ног, а аккуратно задевает, помогая тебе развернуться в другую сторону.

Мария Ремига