Иди и смотри: «Рэйчел выходит замуж»

Мария Ремига,

Наркоманка Ким ненадолго выходит из рехаба, дабы посветить своим уставшим лицом на свадьбе сестры. Ввиду специфического стиля жизни, ее отношения с семьей далеки от идеальных: отец объяснимо не доверяет девушке и ждет от нее новых свершений в области падения на дно, а сестру жутко бесит, что все вокруг носятся с ее душевным состоянием. Ким же старательно ходит на собрания анонимных наркоманов, все время перед всеми извиняется, однако некрепко сидящая на голове крыша так и норовит поехать окончательно и сорвать людям праздник.

«Рэйчел выходит замуж» — представитель прекрасного жанра «невроз на празднике», в котором особенно отличились некоторые датские кинематографисты. В центре повествования — нескладная, с полчищем тараканов в башке наркоманка Ким, которой, по закону жанра, положено обладать богатым внутренним миром и всячески противопоставлять себя скучному царству обывателей. Однако, вопреки базовому раскладу, Ким, скорее, искренне пытается в эту «обычную» жизнь влиться — снова стать полноправном членом семьи и участвовать во всех этих нелепых ритуалах, вроде выбора платьев для подружек невесты. Но в этой вселенной люди говорят на другом языке, и сколько Ким не бьется, она не может его освоить: каждое движение задевает какой-то болезненный нерв, каждый шаг приводит лишь к тому, что она снова наступает на чью-то старую мозоль. Прошлое то и дело бьет девушку по затылку, но самое главное, Ким никак не может привыкнуть к тому, что реальность — это не то, что проиcходит в ее голове.

fhd008rgm_anne_hathaway_029

Режиссер картины — Джонатан Демме, создатель «Молчания ягнят» и «Филадельфии». Сценарий, что интересно, написала Дженни Люмет — дочка великого Сидни Люмета. Существует байка, что Демме ездил по миру со своим ремейком «Манчжурского кандидата», на каком-то фестивале увидел «Наполеона Динамита» и, так сказать, слегка выпал в осадок — в том смысле, что пока он за большие деньги делает какую-то ерунду, люди производят веселье в чистом виде. Вдохновленный подобным примером, он, видимо, решил махнуть рукой на большие форматы и снял «маленькое», удивительно живое кино. Правда, не сказать, что особо веселое.

«Рэйчел» действительно очень живо снята — практически в духе Dogme 95, только с музыкой и всерьез. Благодаря этому создается ощущение того, что смотришь не художественный фильм, а подсматриваешь за чьей-то жизнью. И это, конечно, пугает: личное безумие — вообще очень страшная вещь и то, как его искры бьют в тех, кто рядом, заставляет задуматься о том, что Ад — это не всегда другие. «Рэйчел выходит замуж» — это действенное лекарство для тех, кто любит романтизировать душевные страдания, оправдывать свои неудачи фразой «я социопат» и думать, что нонконформизм — это курение в неположенных местах. За «сложным» образом аутсайдера в черном чаще всего скрывается бездна реальной боли и душевного уродства — и ничего завораживающего в этом нет.