Мертвый, но аппетитный

Мария Ремига,

What We Do in the Shadows / Реальные упыри
Реж. Джемейн Клемент, Таика Вайтити
Актерский состав: Джемейн Клемент, Таика Вайтити, Джонатан Бруг, Кори Гонсалес-Макуэр
Дата выхода: 16 апреля

Виаго, Дикон и Владислав – соседи и по совместительству вампиры. Они живут в старом, демонстративно дряхлом доме, ничего не знают про google и солнечный свет, но при этом ведут весьма активный образ жизни: ходят в клубы, знакомятся с интересными людьми и даже позволяют какой-то мифической съемочной группе делать про их занятное бытие документальный фильм.

Казалось бы, тему вампиров затерли уже до такой степени, что из нее можно делать защитную сетку от насекомых, однако из года в год кто-нибудь умудряется удачно оживить штамп. В прошлом году это успешно сделал Джармуш с Only Lovers Left Alive, в этом - Джемейн Клемент и Таика Вайтити, сценаристы сериала Flight of the Conchords и приятели Эдгара Райта. What We Do in the Shadows (давайте сделаем вид, что локализованное название нам просто приснилось в страшном сне) – дельное лыко в строку небанальных комедий, прекрасно работающих с клише, условный представитель жанра ozploitation (это такие специальные низкобюджетные австралийские хорроры). Фильм сделан, по сути, за три копейки (авторы собирали деньги на картину с шапкой на кикстартере), но он не выглядит дешево в плохом смысле слова – легкая нелепость обстановки только усиливает комический эффект. Несмотря на несколько кровожадных сцен и общую мрачную тематику, лента кажется очень, простите, уютной – чудеса на расстоянии вытянутой руки, как будто к друзьям на огонек заглянул. Здесь нет сложных постмодернистских отсылок, свойственным комедиям «не прямого действия», но есть море иронии и отличных шуток. Постоянная попытка героев сломать «четвертую стену» придает фильму сюрреалистический налет, и поэтому все время кажется, что происходит не то, что должно происходить.





И это странно и здорово. По идее, создатели фильма идут по проторенной дороге – в броский и понятный образ упаковывают разные светлые мысли по поводу мироустройства. Например, нужно ли сдирать с человека кожу только из-за того, что он отличается от тебя. Умирает ли любовь / дружба, когда твой партнер меняется до неузнаваемости и т.д. Впрочем, тот же Эдгар Райт, с которым ребята вроде как дружат, легковесную на первый взгляд историю про зомби тоже разворачивал порой в такую сторону, что становилось не до смеха (вспомните эпизод про «не смей стрелять в маму»). Однако, в отличие от Райта, Джемейн и Таика максимально расслаблены. Если при просмотре того же «Зомби по имени Шон» не успеваешь дух перевести, настолько там все насыщенно, то What We Do in the Shadows скорее напоминает ночную прогулку под ручку с ласковым чудовищем: всегда есть вероятность, что тебя укусят в шею, но в конечном итоге все будет хорошо.

Мария Ремига