«Я, Дэниэл Блэйк»: My, Oh My, What a Guy

Diana Levchenko,

На Каннском кинофестивале состоялась премьера нового фильма Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк» — пронзительной драмы о безработном плотнике, зажатом в тисках бюрократии.

Дэниэл Блэйк — недавно овдовевший бездетный работяга, из-за проблем со здоровьем потерявший последнее, что у него было — возможность зарабатывать себе на жизнь. Блэйк вынужден обратиться за помощью к государству и подать документы на получение пособия. На деле оказывается, что сделать это для пожилого мужчины не проще, чем доказать теорему Ферма: процесс подачи заявления полностью автоматизирован, а Блэйк в жизни не держал в руках ни смартфона, ни компьютерной мыши — только молоток. К тому же, сами социальные работники неохотно принимают дела к рассмотрению. Но в один прекрасный день Блэйк встречает в Центре занятости Кэти, молодую девушку с двумя детьми и кучей проблем, и решает помочь ей. Так двое одиноких людей начинают бороться за выживание вместе.

Кен Лоуч остается верен любимому жанру: режиссер вновь снял остро-социальную драму, но на этот раз — одну из лучших в своей карьере. В какой-то степени у Лоуча получилась британская версия «Левиафана»: оба фильма не стесняются говорить о том, как система перемалывает в песок беспомощных перед властями людей. Автор не лезет за словом в карман: он буквально кричит о несправедливости, но при этом не скатывается в морализаторство или излишний пафос. Помимо всего этого картина полна юмора и смеется в лицо абсурдным и унизительным процедурам, через которые люди из рабочего класса вынуждены пройти, чтобы как-то сводить концы с концами.

Несмотря на то, что двигателем сюжета являются финансовые проблемы персонажей, Лоуч снял кино о том, что в жизни есть вещи поважнее денег — например, доброта и уважение. Эта довольно простая, но не для всех понятная истина здесь откровенно бьет зрителя по голове: добрая часть зала лила слезы на заключительных сценах фильма. Огромная в этом заслуга принадлежит касту, а в особенности — исполнителю заглавной роли Дэйву Джонсу, почти неизвестному стэнд-ап комику, впервые снявшемуся в большом кино. Фестиваль только начался, но фаворит в категории «Лучшая мужская роль» у нас уже есть.

Дайана Левченко