Как я научился не волноваться и полюбил Нолана

Оля Смолина,

Сейчас словами о любви к творчеству Кристофера Нолана уже никого не удивить. Можно сколько угодно спорить и сомневаться в его гениальности, однако отрицать талант, трудолюбие и уникальный почерк режиссера просто невозможно.

Свой путь к вершинам современного кинематографа и залу славы Warner Bros. Нолан начал в далеком 1989 году. Его первые работы — черно-белые короткометражки — сразу запомнились и привлекли внимание критиков на студенческих кинофестивалях.

Первой по-настоящему сильной и самостоятельной работой режиссера стал фильм «Помни». Это нуарный детектив, сценарий к которому Нолану подсказал его младший брат Джонатан при весьма интересных обстоятельствах. Дело было вот как: в один прекрасный день Крис и Джон отправились в путешествие на автомобиле. Устав от бессмысленных разговоров, Нолан-старший предложил Нолану-младшему сыграть в игру: каждый из них должен придумать историю для будущего фильма. Тогда Джонатан и рассказал о мужчине, который неожиданно теряет память, пытаясь спасти от бандитов свою жену. Впоследствии именно эта история легла в основу полноценного сценария к фильму «Помни». Однако первоначальный вариант Нолану совсем не понравился. Тогда он решил «усложнить» сюжет, намеренно запутав временные линии главного героя. О том, как создавался сценарий фильма «Помни», Нолан подробно рассказывает вот в этом видео:

С тех пор реверсивность стала своеобразным «знаком отличия» фильмов Нолана. С помощью нелинейного повествования режиссер не только обогащает «простой» сюжет, но и раскрывает внутренний мир своих героев.

Для усиления «эффекта погружения» в своих картинах Нолан также использует так называемую «фрагментацию сюжета», создавая «историю внутри истории». Один из ярких примеров — фильм «Начало», сценарий к которому ждал своего часа целых десять лет. Примечательно, что именно успех «Бэтмена» позволил начинающему режиссеру воплотить свою давнюю мечту — снять кино об осознанных сновидениях.

Нарратив до сих пор остается одним из ключевых элементов в картинах Нолана. Режиссер скрупулезно препарирует своих героев от начала до самого конца, доводя до трансформации, заставляя все глубже уходить в поиски самих себя.

Однако не только нелинейность и многослойность сюжета делают картины Кристофера Нолана особенными. Так, например, параллельный монтаж является одной из любимых фишек режиссера. Этот прием можно увидеть практически в каждом его фильме. Параллельный монтаж часто применяется для показа флэшбеков или мыслей героя.

Как явный сторонник натурализма Нолан любит простые позиции камеры. Объектив обычно следует за героем, либо концентрируется на самой важной части кадра.

Кроме того, режиссер всегда придерживается четкой цветовой палитры (оранжевый, коричневый, серый и синий), несмотря на врожденный дальтонизм. В фильме «Начало», например, цветовое разделение используется для показа разных уровней снов.

Еще одна особенность творчества Нолана — трехактовая структура повествования. Ей герой Майкла Кейна в фильме «Престиж» посвятил отдельный монолог. В военной драме «Дюнкерк» понятие трехактовости перешло на новый уровень — действие проходит одновременно на море, суше и в воздухе.

Каким образом Нолану удается создавать интересное коммерческое кино, способное привлечь внимание массового зрителя и удовлетворить запросы критиков? Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что дело в его особом умении успешно синтезировать опыт кинематографа и собственные идеи, а также способность и желание постоянно расти и развиваться.