Ян Харлан в Петербурге


В апреле в Петербурге прошла ретроспектива Стэнли Кубрика. Мероприятие посетил Ян Харлан, продюсер 4х картин режиссера, и более того, согласился на встречу, где отвечал на вопросы страждущих. (Вроде "в каждом фильме Кубрика есть ванная - как ванные повлияли на его творчество?", но не только, конечно)

О фильмах и подборе актеров

В целом, много было задано вопросов от любителей поисков скрытого глубинного смысла и тех, кто принял док. фильм "Комната 237" всерьез (особенно вопросов по части "Сияния"). Харлан успокаивает - никаких скрытых знаков/намеков Кубрик не оставлял. Сияние не "экзистенциальная притча", а развлекательный фильм. Это "ghost movie", которое не пытается завалить вас на лопатки смыслами. Насчет создателя "Комнаты" Ян говорит, что автор просто ждал момента, когда Кубрик умрет и не сможет опровергнуть всю эту чушь.

Пожалуй, в фильмах Кубрика, как нигде больше чувствуется, что каждый актер на своем месте, а в таких случаях, как с Малкольмом МакДауэлом - они просто рождены для этих ролей. Ян рассказал немного о процессе отбора исполнителей. Для того же "Заводного апельсина" нужен был молодой человек, необязательно известный, довольно самодостаточный и уверенный в себе, т.к. на нем держится весь фильм - он задействован в каждой сцене. Самым убедительным на пробах показался МакДауэлл. Для "Сияния" уже нужна была суперзвезда, собственно - Николсон.

С "Цельнометаллической оболочкой" все сложнее - нужны были парни 18-20 лет, которые подошли бы на роли морпехов. Было просмотренно 2000 записей с пробами - не удалось найти того, кто бы подошел. Далее решили провести отбор среди группы 25-27 летних актеров, результат известен. (Именно потому, по словам Харлана - ДиКаприо столь успешный актер - он может играть в любом возрасте) Для "С широко закрытыми глазами" Круз был единственным желанным кандидатом (вообще - нет, но об этом позже). Изначально не было такой идеи, чтобы в фильме снялась звездная пара. Николь попала в проект после того, как Стэнли увидел ее в фильме "To Die For", решил, что ее любит камера и она бы неплохо вписалась. Более того, он спросил у пастора церкви сайентологов, не имеет ли он возражений на этот счет (кстати, фильм не имеет никакого отношения к их разводу). Вообще, это одна из немногих (и наверное, последних) ролей, которую Крузу понравилось играть, т.к. от него не требовали исполнять его стандартный репертуар с горячим красавцем и т.п.

Нужно сказать, что идея фильма "С широко закрытыми глазами" появилась еще в 1970ом году, когда были выкуплены права на экранизацию "Traumnovelle" Артура Шницлера (которого называли ни больше, ни меньше - альтэр-эго Фрейда). Но оказалось, что историю такого плана было слишком сложно перенести на экран в 70х и проект отложили. Через некоторое время у Кубрика была идея снять по этому произведению ч/б фильм с маленьким бюджетом и Вуди Алленом в главной роли (не комедийной), но на этот раз Стэнли не понравился сценарий и вместо этого он снял "Сияние", что оказалось проще. Следует отметить, по словам Харлана, Кубрик считал "С широко закрытыми глазами" его самым существенным вкладом в кино. Слухи, якобы он не завершил съемки самостоятельно и финальный монтаж фильма не был им одобрен - ложь. Вероятно, они возникли вследствие недовольства прокатчиков в США, которые хотели вырезать сцены с оргиями - но этого сделано не было. Единственное незапланированное изменение в фильме - за 4 недели до его выхода сменили музыку Жослин Пук на ту, что была написана Лигети. К вопросу об использовании вальса Шостаковича. Изначально Кубрик и Харлан хотели, чтобы в фильме звучало что-то вроде музыки французских улиц, что исполняют на гармонике в миноре (пусть Holy Motors будет как иллюстрация). Когда нашли джазовую сюиту Шостаковича, то решили, что она подходит идеально, т.к. мгновенно повергает слушателя в меланхолию. (Кубрик вообще любил вальсы - их можно услышать почти в каждом его фильме)

О цензуре

Нередко у поборников морали чесались руки вырезать что-нибудь из фильмов Кубрика (к счастью, не удалось). Харлан на это смотрит так - открытое насилие в фильме не есть хорошо, но против секса он ничего не имеет и подчеркивает, что эти понятия нельзя смешивать. Так например, в сцене "оргии" в "С широко закрытыми глазами" пришлось отвлекать внимание цензоров от обнаженных женщин масками сектантов. Вообще, по мнению продюсера настоящая цензура на высшем уровне - это дубляж.

О режиссерах, оказавших влияние на Кубрика.

Харлан считает, что перечислять имена было бы неэтично, но напоминает - Стэнли никогда не писал никаких комментариев по поводу книг, фильмов и их авторов. Он сделал это только однажды - о Кшиштофе Кесьлевском он сказал: «Вот образец мастера, который показывает все, ничего об этом не говоря». (Следует добавить, также Кубрику нравились Бергман, Аллен, Саура)

Ах, да. Главный вопрос. Кубрик не снимал высадку амер. космонавтов на Луне.

Дайана Левченко


comments powered by Disqus