«Гений»: Семь раз отрежь

Мария Ремига,

Genius / Гений
Режиссер: Майкл Грандадж
В главных ролях: Николь Кидман, Джуд Лоу, Колин Ферт, Доминик Уэст, Гай Пирс
Дата премьеры: 7 июля

Молодой писатель Томас Вулф (почему-то Джуд Лоу) тщательно обивает пороги издательств, в надежде, что хоть кто-то заинтересуется его невообразимо длинным романом, однако, как говорят в таких случаях язвительные учительницы младших классов, желающих лес рук. Пока он бегает по офисам и проклинает судьбу, его книга окольными путями попадает в руки Максу Перкинсу (Колин Ферт) — редактору, чья въедливость в свое время вывела в первый эшелон Фицджеральда (блистательный Гай Пирс) и Хемингуэя (почему-то Доминик Уэст). Перкинс начинает читать роман Вулфа и почти сразу понимает две вещи: 1) это великое произведение; 2) из него срочно нужно выкинуть листов эдак триста.

Исход мучительной битвы с беспощадной редактурой Перкинса всем известен: первая книга Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» имела оглушительный успех. Что самое удивительное, успех удалось повторить, хотя крови на втором романе было выпито еще больше — Перкинс и Вулф два года переписывали и сокращали его, что в конечном итоге стоило им дружбы. Кроме того, масла в огонь постоянно подливала подруга Томаса Алина Бернстайн (потрясающая Николь Кидман) — припадочная жена какого-то богача, которая постоянно пыталась приватизировать Вулфа.

Потенциально взрывоопасная история в руках хорошего английского актера Майкла Грандаджа («Гений» — его режиссерский дебют) обернулась выверенной, обдающей холодом драмой о вечном противостоянии сердца и разума. За разум, понятно, отвечает Перкинс, за пламенный мотор — Вулф, все остальные темы, включая, собственно, вопрос о том, рождаются ли гениями или становятся, слегка теряются на фоне постоянных диалогов на тему «вот я живой какой, а вы все нет». Неизбежная театральность, которую Майкл забыл оставить в прошлой профессии, иногда идет фильму на пользу, иногда превращает его в натянутый спектакль, но в целом это такой Том Хупер здорового человека — «правильное» кино с аккуратно расставленными акцентами и вычерченным по линейке сценарием, но все же не совсем хрестоматийно «оскаровское». Сложно сказать, почему оно получилось чуточку глубже, чуточку интереснее, чем многое из того, что мы привыкли видеть в этом жанре: то ли Кидман удалось привнести в фильм страсть и тьму, то ли материал отчаянно сопротивляется подаче, но, несмотря на тон а-ля «дай хлопну тебя по плечу», убаюкивающий ритм и откровенный автопилот ведущих актеров (Лоу играет в основном истерику, Ферт откровенно скучает), смотреть вполне интересно, а в иных сценах даже чувствуешь нечто вроде прогулки мурашек по коже. Конечно, история Вулфа и Перкинса достойна куда более выдающегося воплощения: как уже сто раз было замечено, про гениальность желательно снимать тем, кто хоть что-то про это знает. Хотя, если подумать, взгляд со стороны тоже бывает полезен.

Мария Ремига