El Topo

Катя Карслиди,

Если вы велики, то «Крот» – великое кино, если ограничены, то «Крот» – ограниченное кино.

За популярность сюрреалистического спагетти-вестерна, который переполнен политическими намеками, троллингом религии, отсылками к буддизму и кровавыми сценами мы обязаны нью-йоркскому кинотеатру Elgin и его директору Бену Баренгольцу, который показывал «Крота» на ночных сеансах. Несколько месяцев в зале было практически пусто, через некоторое время стали приходить хиппи, каким-то образом пронюхавшие про фильм, а за ними, наконец, пошли и обыватели – любители острых ощущений. В конце концов, «Крот» вызвал ажиотаж и стал очень популярен среди Уорхоловской тусовки. Джон Леннон вписал картину в любимые фильмы.

Писать какой-то синопсис с толкованием этой картины бессмысленно. Вы должны сами погрузиться в действие и сделать свои выводы. Алехандро подтверждает нашу позицию:

Ваш фильм полон религиозных отсылок и мистических метафор. По какому принципу все эти образы объединены между собой?

Этот фильм, как твое сознание: он полон разнообразных образов, религиозных и мистических. Я – художник. Я не делаю комедию или трагедию, я не делаю строго политический фильм, я не делаю строго религиозный фильм, я делаю все. А ты уже делаешь выбор, на что именно обратить внимание. Это как есть торт: ты выбираешь понравившейся тебе кусок. Я не старался сделать фильм философским, моя картина целостна и это называется искусством, оно не может быть философским, оно полно всего. Я не Хичкок, Хичкок направляет тебя в течении всего фильма, мы знаем, как вы отреагируете на ту или иную сцену, когда вам будет страшно или грустно. На те сцены, которые снимаю я, каждый зритель реагирует по-разному. Он может смеяться, может плакать, может злиться, я не буду управлять его реакцией. В наше время все режиссеры диктуют как тебе воспринимать сюжет, они больше продавцы, чем художники.

Я хотел снять гигантское бегство кроликов, - знаете, как в ковбойских фильмах мчатся бизоны. Но мне привезли только триста кроликов. Триста живых кроликов не имеют никакого смысла. Триста мертвых, - да. Так что я придумал сцену чумы и всех их убил своими руками. Это оказалось очень легко: кролик меньше защищает свою жизнь, чем женщина оргазм.

Вы рисковали своей жизнью ради фильма?

Много раз! Для «Крота» я снимал танцующих мужчин в доме мексиканских ковбоев. Один из них был так пьян, что начал тыкать мне пистолетом в лицо и говорить: «Перестань снимать, иначе я убью тебя», на что я ответил: «Стреляй, но я тоже убью тебя тем, что закончу свой фильм. Солнце садилось, у меня не было денег на обратную дорогу, но я точно знал, что со мной ничего не случится.

Три фильма, которые Ходоровский считает своими: «Крот», «Священная гора», «Святая кровь».

Я делаю кино не глазами, как другие режиссеры, а яйцами. У меня было три яйца, и после каждого фильма я одно терял. Теперь я совсем без яиц, вот почему у меня такой высокий голос, и теперь я могу петь в церковном хоре.

"El Topo" начинается с замечательных строк: «Крот роет подземные тоннели в поисках солнца, и когда он выбирается на поверхность – солнце ослепляет его". Вы, как многопрофильный художник, когда-нибудь были ослеплены этим метафорическим солнцем? Истина и красота часто расходятся друг с другом в ваших фильмах.

Я расскажу вам одну историю. Был некий тибетский мастер, который сказал: «Ничто не реально, всё - иллюзия». И вот однажды, его ученики пришли к нему с печальным известием, что его сын, его единственный сын, умирает, и он начинал истошно кричать. Ученики спрашивают его: «Учитель, почему вы так кричите? Ваш сын – всего лишь иллюзия». А мастер отвечает: «Да, но он был самой красивой из всех иллюзий».
Думаю, что сегодня мы не можем знать истинную красоту вещей, но продолжаем поиск своих прекрасных иллюзий, самой красивой вещи в нашей жизни. Некоторые люди называют это философским камнем; религия называет это Богом; простой человек называет это любовью; политик называет это свободой. Но каждый из нас ставит перед собой цель найти свою самую красивую иллюзию. Те кинематографические иллюзии, которые мы смотрим всю свою жизнь, с уверенностью можно назвать одними из самых красивых иллюзий.
Что касается меня, то я слеп к истине. Я не могу знать правду. Это невозможно. Она слишком огромна для моего разума.