«Ограды»: Сказки дядюшки Римуса
Алихан Исрапилов,

Ограды / Fences
Режиссер: Дензел Вашингтон
В главных ролях: Дензел Вашингтон, Виола Дэвис, Йован Адепо, Стивен Хендерсон, Расселл Хорнсби
Дата премьеры: 25 декабря (США)

Конец 50-х годов. Трой (Вашингтон) – некогда талантливый бейсболист, который так и не смог стать профессионалом из-за расовых предрассудков. Теперь он работает сборщиком мусора и всеми силами пытается обеспечить свою семью: домохозяйку Роуз (Дэвис) и сына Кори. Их жизнь меняется, когда подающему надежды в американском футболе Кори (Адепо) предлагают место в колледже и стипендию.

На протяжении всего фильма по просьбе Роуз Трой и Кори строят на заднем дворе ограду. Нетрудно догадаться, что это нечто большее, чем просто сюжетная деталь. Для домохозяйки Роуз этот забор становится символом разделения мира на свой, внутри которого она пытается удержать семью, и чужой, от влияния которого надо защитить близких. Для Троя этот деревянный забор – не только стена, спасающая его от смерти, с которой у него личные счеты, но и растущий эмоциональный барьер между ним и сыном.

Под маской гордого, самовлюбленного и невыносимого Троя – человек, мечты и амбиции которого были разрушены обществом белых. Его пугает изменившееся общество, которое так радушно предлагает его детям возможность жить свободно, без расовых ограничений, ведь принятие этих изменений означает признание собственных неудач и невезений. Из-за эгоистичного страха Трой делает все, чтобы Кори отказался от идеи стать профессиональным футболистом.

Этот конфликт поколений и трагедия черного бейсболиста прекрасно могли существовать на страницах одноименной пьесы и задворках театра, если бы не желание творческого дуэта Вашингтона-актера и Вашингтона-режиссера снять фильм с наградным потенциалом.

Дензел-актёр за счет понимания психологии побитого жизнью, но не унывающего героя создает действительно крепкий образ, на котором держится фильм. Но по-настоящему крадет шоу Виола Дэвис. Ее Роуз – тихая и неприметная домохозяйка, настоящая опора Троя и сердце картины. Дэвис играет сдержанно, но настолько естественно, что хочешь-не хочешь – поверишь ей, когда в самой эмоциональной сцене она рыдает так, что вы точно израсходуете годовой запас носовых платков. Впрочем, оно и понятно: Вашингтон и Дэвис отлично играли в бродвейской постановке пьесы и в 2010 году оба получили по престижной премии «Тони».

Построенную на длинных монологах пьесу, 90% действий которой происходят на заднем дворе, талантливый постановщик может перенести на экран, лишив ее театральности. Вашингтон-режиссер, конечно, таким не является.
В его интерпретации «Ограды» выглядят пословной калькой с текста, лишенной художественных и технических особенностей. Камера ловит на крупный план героев фильма, произносящих свои театральные монологи по несколько минут, показывая затем секундную реакцию другого актера. Во время диалога герои стоят на одном месте и ждут очереди сказать свою реплику, забыв о том, что мизансцена – это еще и движение внутри кадра. Такой отчасти телевизионный подход лишает и без того монотонный фильм динамики.

Назвать «Ограды» Вашингтона выдающимся фильмом, да и просто фильмом очень трудно - это скорее живое чтение пьесы или просто запись постановки, которую если и показывать в кинотеатре, то только с пометкой TheatreHD. Опять же становится интересно, чего бы смог добиться более талантливый режиссер с таким невероятным актерским составом и настолько поэтичным первоисточником. Жаль, что скорее всего, мы этого никогда не узнаем и будем довольствоваться результатом Вашингтона-режиссера, у которого получился видеоурок на тему «Снимаем на заднем дворе кино с бюджетом в 24 миллиона долларов».

Алихан Исрапилов