Фавориты Бритфеста 2014


XV Международный фестиваль «Новое британское кино» приближается к окончанию, а мы уже определились со своими фаворитами. Безусловный лидер в списке наших симпатий – «Уильям Тернер», про которого мы уже писали. Помимо него, мы отобрали еще 3 фильма, которые заслуживают вашего внимания. Их объединяет не только замечательный юмор, но и тема принятия и понимания другого, умение проявить эмпатию по отношению к людям, которые, на первый взгляд, отличаются от нас очень сильно, будь то представители разных социокультурных парадигм — Востока и Запада, или бастующие шахтеры и ЛГБТ-сообщество, или мать, имеющая заурядные способности, и ее сын-гений.

Ритмично напевая / Lilting

Ричард (Бен Уишоу) и Кай (Эндрю Ленг) живут вместе уже четыре года в качестве пары, но Кай боится признаться своей несколько консервативной матери Джунн (Пеи-Пеи Ченг), которую поместил в дом престарелых, в том, что он гей. Он уже был готов совершить камин-аут, но не успел — погиб в автокатастрофе. Ричард хочет помочь Джунн справиться с горем и устроить ей комфортную жизнь, но сталкивается с предубеждением по отношению к себе (ведь пожилая китаянка все это время ревновала сына к «лучшему другу») и нежеланием женщины воспринимать то, что она уже давно гражданка Британии («всего она знает 6 языков, но английский не из их числа»). На помощь Ричарду приходит девушка-переводчик, которая становится неким посредником не только между отдельно взятыми людьми, но и между Востоком и Западом.

В своей первой по-настоящему крупной работе (до этого в анамнезе у постановщика были только несколько короткометражек и 2 фильма, получившие релиз сразу на видео) режиссер-сценарист Хонг Чау рассказывает историю о юноше и пожилой даме, которых разделяет пропасть, состоящая из разного культурного наследия, мировоззрения и количества прожитых лет. Но мало что сближает лучше совместного горя.

«Ритмично напевая» оправдывает свой заголовок легким тоном повествования, который в этой камерной драме есть вопреки реалистичному отражению процесса скорби. Герои Чау погружены в свои воспоминания и постоянно проигрывают в голове моменты прошлого, избавляясь от болезненных «а что могло бы быть, если бы я тогда поступил(а) иначе» только научившись выплескивать свои чувства с помощью слов.

Гордость / Pride

В марте 1984 года британское правительство во главе с Маргарет Тэтчер пригрозило закрыть 20 угольных шахт. В ответ на это профсоюз шахтеров объявил забастовку. Еще в первые дни ожесточенной борьбы, которая затянется на год, молодой ЛГБТ-активист Эштон (Бен Шнетзер) подбивает своих друзей помочь шахтерам. Ведь рабочие оказались в том же положении, в котором находились и гомосексуалы — на них постоянно клеветали представители консервативной партии и таблоиды, их регулярно избивала полиция. Собрав достаточное количество денег, поначалу небольшое сообщество (7 парней и 1 девушка) Lesbians & Gays Support the Miners отправилось на помощь шахтерам в Южный Уэльс. Эта история вдохновила актера и драматурга Стивена Бересфорда на создание кинокартины, которая не только задает вопрос «Что такое солидарность?», но и вполне успешно дает на него ответ.

«Гордость», несмотря на тему, располагающую к излишней драматичности и наличие в избытке моментов, которые пытаются выдавить из нас слезу, — фильм невероятно увлекательный, а в избытке здесь только очень смешные шутки. От «разбитого сердца на концерте The Smiths» до God, I miss disco из уст персонажа Доминика Уэста («Прослушка»), который больше известен по ролям мачо и удивил многих, сыграв человека, которого характеризуют трудно переводимым словом flamboyant.

Также приводит в восторг то, как отображена эпоха. Действительно чувствуешь дух Англии 80-х. Если пойти по немного примитивному пути ассоциаций, то на ум приходит This is England Шейна Медоуза (сериал, не фильм), вызывающий аналогичные ощущения. Соблаговоляет этому не только потрясающая детализация, но и замечательный саундтрек: от знакомых всем Queen и New Order до Shame, shame, shame Сильвии Робинсон, которая для многих может стать приятным открытием.

Смотря на то, как люди смогли преодолеть разногласия и предрассудки, в процессе помогая друг другу добиться своих целей, невольно зарождается вера, что когда-нибудь и у нас люди смогут снять шоры. Когда-нибудь.

 Lesbians and Gay Men Support the Miners в реальной жизни  Lesbians and Gay Men Support the Miners в реальной жизни  Lesbians and Gay Men Support the Miners в реальной жизни  Lesbians and Gay Men Support the Miners в реальной жизни  Lesbians and Gay Men Support the Miners в реальной жизни

X+Y

Вундеркинду от математики Нейтану (Эйса Баттерфилд) диагностировали аутизм в раннем детстве. Единственным человеком, с которым он мог достичь взаимопонимания, был его отец Майкл (Мартин МакКан), погибший в автокатастрофе. О сыне с тех пор заботится овдовевшая Джули (Салли Хокинс), которую Нейтан не может даже взять за руку. Заполучить хоть немного доверия со стороны мальчика удается только его учителю математики мистеру Хамфри (Рейф Сполл), который готовит своего протеже для участия в Международной математической олимпиаде. Ради попадания в отборочный тур Нейтану приходится выйти из привычной рутины и отправиться в Тайвань. Там он впервые сталкивается с конкуренцией, ведь на фоне остальных гениев он вовсе не гений, а посредственность — все познается в сравнении. Также он сталкивается с такими незнакомыми доселе концептами, как сопереживание и первая юношеская любовь.

В этом фильме каждый персонаж замечателен и в контексте истории, и сам по себе. У всех есть своя сюжетная арка, своя особенность, но при этом нет «перегруза» — все в гармонии. В центре фильма стоят отношения: матери и сына, учителя и ученика, а также первая любовь двух, хоть и необычных, но все же подростков. Но на их фоне не теряется и зарождающееся чувство между одинокой Джули, которая готова перепробовать все, чтобы найти ключ к пониманию сына, и такого же одинокого бывшего вундеркинда мистера Хамфри, которому жизнь испортил физический недуг.

Местами кино слишком сентиментально, но это не отдает сильной фальшью, хоть изредка и смущает. Несмотря на некоторые огрехи, цельная картина вырисовывается более чем достойная. X+Y способен вызвать эмоциональный отклик у зрителя и достаточно самобытен, чтобы отложиться в памяти.

Рита Синютина


comments powered by Disqus