«Клуб» Пабло Ларраина: Про уродов и собак


Четверо католических священников, отреченных от службы за различные религиозные преступления, проживают в домике на берегу моря — вроде как в качестве наказания. Вместо прислуги — бывшая монахиня с довольно темным прошлым. Живут они спокойно и размеренно, раз в неделю выводят свою собаку на бега и делают на нее ставки. Нарушает их привычное бытие приезд свежепровинившегося священника. Через несколько минут после его появления к воротам дома подходит бомжеватого вида мужчина по имени Сандокан, громко и во всех подробностях декламирующий о том, как в детстве его и других приходских мальчиков насиловали служители церкви, включая прибывшего. Откуда-то достается револьвер и этому священнику приказывается припугнуть незнакомца, что он и делает путем вышибания собственных мозгов прямо на ступеньках дома. Для расследования происшествия приезжает представитель церкви, и у мирка священников появляется сразу две проблемы — возможный роспуск их общины в результате раскрытия правды и навязчивое преследование Сандокана, цели которого остаются размытыми, а действия — непредсказуемыми.

Чилийский постановщик Пабло Ларраин прославился фильмами с необычным взглядом на различные проблемы — будь то лента о гниении страны, рассказанная от лица помешанного на «Лихорадке субботнего вечера» серийного убийцы («Тони Манеро») или же драма о свержении режима посредством удачной рекламной компании («Нет»). Последний его проект был таким, после которого обычно едут в Голливуд: великолепно работающая на уровнях мощного триллера, комедии и драмы картина, зацементированная человеческой историей. Ларраин, впрочем, остался в Чили, более того — его новый фильм куда более камерный, чем «Нет».

На первый взгляд, целью Ларраина является развенчание церковной системы, он скорее занимается препарированием морали человека и общества (на ум приходят лучшие работы Балабанова и Ханеке). Каждый из людей самостоятельно интерпретирует главные понятия о добре и зле, но что происходит при их столкновении с догматами? Чего вообще стоят человеческие принципы? В какие темные глубины может завести инстинкт самосохранения?

Режиссер исследует эти вопросы, мастерски используя крупные планы лиц и диалоги в форме допросов тет-а-тет. Раскрывая тайны персонажей только перед нами, он делает нас соучастниками лжи. Прекрасный оркестровый саундтрек сразу создает беспокойное чувство, возникновение которого оправдано: последние полчаса фильма — абсолютный опустошающий катарсис.

Ларраин безжалостен к своим персонажам, но в то же время верит он только в человека. И финал абсолютно закономерен: если тот, в чьих обязанностях было совершить правосудие, не вложил свой ум и сердце, итоги могут быть только такими. Смотреть фильм нелегко, но это лучшее блюдо из битого стекла, что нам подавали за долгое время.

Сергей Кощеев


comments powered by Disqus