Out of focus: «Сокровище»

Мария Ремига,

Кости — примерный семьянин, отец замечательного мальчика, который любит послушать, как папа читает вслух сказку про Робина Гуда. Однажды к Кости заглядывает его сосед Адриан и просит дать взаймы 800 евро. Кости рад бы помочь, да нечем: лишних финансов в его семье не водится. Однако когда Адриан признается, что в саду его бабушки и дедушки зарыт клад, а деньги нужны ему на аренду металлоискателя, Кости неожиданно для себя соглашается помочь, несмотря на все трудности.

Камень в лесу сообщает: ничего не изменилось, румыны по-прежнему сила, Корнелиу Порумбойю снова снял интересное кино. Интересное не только для тех, кто внимательно следил за пресловутой «румынской молодой волной»: несмотря на некоторую неповоротливость и тяжеловесность (события в фильме развиваются довольно медленно, но это уж как водится), «Сокровище» способен увлечь не на шутку. В основе картины лежит реальная история о том, как друг Порумбойю, Адриан Пуркареску, пришел к режиссеру с безумной идей приехать к дедушке на дачу и откопать дореволюционный клад. Адриан и Корнелиу долго и утомительно мучали почву лопатами, но так ничего и не нашли. Зато из этой странноватой ситуации в итоге вырос сценарий фильма.

«Сокровище» совсем чуть-чуть притворяется фильмом Аки Каурисмяки — неторопливость, сдержанный юмор, мощная социальная подоплека, однако на деле эта лента скорее про погоню за несбыточным, чем про проблемы маленького человека, войну с бытом или семейные ценности (Кости, помимо прочего, хотел на время для сына превратится в героя, настоящего пирата). Загадочный клад по мере развития сюжета из средства превращается в цель: уже неважно, что там будет потом, главное найти, докопаться, узнать, что же это такое. Азарт, ожидание чуда — это как раз то, чего так не хватает уставшим жителям мегаполиса. Не хватает едва ли не сильнее, чем денег.