«Колумбус»: Трудности перевода

Алихан Исрапилов,
Тщательно продуманная композиция кадра показывает всю красоту города, делая его еще одним персонажем (фильм, как мы помним, назван в честь города). Кажется, Когонада раз за разом подчеркивает, что история, насквозь пропитанная любовью к архитектуре, могла произойти только здесь.

Колумбус / Columbus
Режиссер: Когонада
В главных ролях: Джон Чо, Хейли Лу Ричардсон, Паркер Поузи
Дата премьеры в РФ: 13 декабря

Джин (Джон Чо) — литературный переводчик в Сеуле. После неожиданного звонка он вынужден лететь в Колумбус, где его отец, пожилой архитектор, должен был читать лекцию, но впал в кому. По старой корейской традиции Джин должен поставить свою жизнь на паузу, быть рядом с отцом и ждать его выздоровления или смерти.

Любительница архитектуры Кэйси (Хейли Лу Ричардсон) недавно закончила старшую школу, но отложила свои мечты и не уехала в университет, чтобы заботиться о своей матери, которая проходит курс реабилитация для бывших наркоманов. Случайно Джин и Кейси знакомятся — и вот уже два одиночества гуляют по городу, обсуждают архитектуру, часто курят и пытаются разобраться в себе и своих отношениях с родителями.

Известный видеоэссеист и критик с загадочным именем Когонада устраивает своим героям прогулки по улицам с величественными зданиями в стиле модерн, но историю рассказывает очень простую и личную. Он не форсирует ее, не нагружает твистами — скорее погружает в кому и без лишнего драматизма дает произойти тому, что, наверное, и должно произойти. «Колумбус» вообще напоминает фильм, в котором время давно остановилось. Кажется, отец Джина никогда не выйдет из комы, а мать Кэйси навсегда останется в пограничном состоянии.

Это не та картина, которую «тянут» на себе актеры, поэтому Джон Чо и Хейли Лу Ричардсон вроде особо и не напрягаются, но играют так, что между ними создается какая-то особая экранная химия, пропитанная меланхолией и одиночеством. Именно из-за них после картины появляется чувство, что расстался, может, и не с родными людьми, но с героями хорошего сериала, характер которых прописывали несколько сезонов.

Раскрытием персонажей через бесконечные диалоги во время прогулок по городу «Колумбус» напоминает трилогию Ричарда Линклейтера «Перед...», разве что здесь вместо романтической линии — взаимовыгодная дружба. Еще один очевидный ориентир — «Трудности перевода» Софии Копполы. Тема распада семьи взывает в памяти классические ленты Ясудзиро Одзу и Хирокадзу Корээды (кстати, по творчеству последних двух и Линеклейтера у режиссера есть отдельные эссе на канале vimeo). Но в такой сборной солянке отчетливо видно, что у Когонады есть свой стиль — в первую очередь, визуальный.

Тщательно продуманная композиция кадра показывает всю красоту города, делая его еще одним персонажем (фильм, как мы помним, назван в честь города). Кажется, Когонада раз за разом подчеркивает, что история, насквозь пропитанная любовью к архитектуре, могла произойти только здесь. Безупречные кадры модернистских зданий и эмбиент за кадром создают то самое настроение вневременной меланхолии. А центральную идею — будь то очередное высказывание на тему «отцов и детей», рассуждение об архитектуре и времени или история короткой, но нужной дружбы — зритель определит для себя сам. Ясно одно: «Колумбус» — трогательное и красивое кино, прекрасный дебют и один из лучших фильмов года.