Что такое хорошо и что такое плохо

Мария Ремига,

7 марта родился Брет Истон Эллис.

Один из самых известных писателей в мире, мастер "post-modern talking", без которого не было бы «Американского психопата», всегда был прочно связан с кинематографом. Четыре из семи его книг были экранизированы, больше десятка самых разных картин снималось при его непосредственном участии (чаще всего он выступал в качестве сценариста), а в 2010-м году он попробовал себя в режиссуре и снял короткометражку под названием All That Glitters.

Сам Брет – большой поклонник кино и телевидения, он ведет довольно провокационный твиттер и не чурается публичности. К слову, писатель довольно высоко оценил творчество небезызвестной Э.Л. Джеймс и даже пытался сесть в кресло сценариста «50 оттенков серого», однако благородные порывы Эллиса не заинтересовали продюсеров картины, и они в итоге выбрали Келли Марсела. Над этим решением было пролито немало слез (на самом деле, не очень много, но ладно): сложно представить, во что бы Брет превратил робкие приключения скромницы Анастейши Стил в мире большого секса, но это явно было бы что-то из ряда вон. Например, на главную роль Эллис хотел взять Джеймса Дина, того самого актера из забойных, красочных фильмов, где все ходят без одежды.

На Брета Истона Эллиса любят клеить ярлыки – «певец пустоты», «гробовщик потерянного поколения». Его творчество всегда вызывают много споров, и на протяжении всей карьеры Брет вынужден отбиваться от обвинений в воспевании насилия, грязного секса и наркотиков. Сам писатель называет себя моралистом и, как бы смешно это не звучало из уст человека, придумавшего Патрика Бейтмана, в этом есть доля правды. В его книгах мир славы, блеска и кокаина лишь на первый взгляд кажется привлекательным и манящим, на самом деле, в нем нет ничего кроме холода и убийственной тоски.

В честь дня рождения Брета мы решили вспомнить пять самых интересных картин, к которым он имеет непосредственное отношение.

Пока что лучшее — это «Правила секса». Роджер Эйвори как-то сумел найти визуальный эквивалент книги. В «Ниже нуля» и «Американском психопате» этого не получилось, по-моему. Возможно, более-менее удачны «Информаторы». У «Ниже нуля» был очень большой бюджет, очень широкое освещение. То есть, выглядело все великолепно, но не думаю, что в экранизации уловили суть книги. То же самое с «Американским психопатом». Возможно, ему как раз стоило бы быть более дорогим. А вот Роджер сумел найти кинематографическое соответствие роману, очень трудному для экранизации. По-моему, получился блестящий фильм. Я не ожидал ничего особенного, когда пошел смотреть, но мне очень понравилось. Если его показывают по кабельному каналу или еще где-то, я могу снова его посмотреть и чувствую удовлетворение.

Less than Zero / Меньше нуля, 1987


Реж. Марек Каневска





«Меньше нуля» - это экранизация первого романа Эллиса, описание будней «золотой молодежи» (хотя какие будни, у этих ребят сплошные выходные). В центре сюжета – вечно обдолбанный биссексуал с проблемами финансового порядка, в картине его блестяще играет молодой Роберт Дауни-мл., не понаслышке знакомый с дивным миром запрещенных веществ. Фильм довольно далеко ушел от первоисточника, зато очень точно передал атмосферу 80-х: лица, прически, музыка – все детали на месте, настоящий документ эпохи, не подкопаешься. Картина может показаться слегка скучноватой, зато заставляет всерьез задуматься о том, как бы случайно не потратить свою жизнь на всякую фигню. Роджер Эберт, святой человек, вообще считает, что это замечательный фильм о вреде наркотиков. Cocaine is the good time that takes itself away.

American Psycho / Американский психопат, 2000
Реж. Мэри Хэррон





Самая известная экранизация Эллиса и, наверное, самая выдающаяся. История о том, как человек-костюм, Патрик Бейтман, последовательно слетает с катушек, швыряясь в женщин бензопилой, получила множество интерпретаций и, конечно же, упреков. Что неудивительно: главный герой фильма/романа – завистливый, жадный маньяк, женоненавистник и расист, повернутый на собственном эго. Он плохо понимает, где в его жизни проходит граница между реальностью и фантазией, что делает картину замечательно абсурдной, а значит копаться в ней можно до бесконечности. Говорить о том, что там творит Кристиан Бэйл, еще не забронзовевший и не обложенный наградами, нет смысла: никакого вокабуляра не хватит. В природе еще существует некая вариация на тему «Американского психопата» - фильм American Psycho II: All American Girl с Милой Кунис и милым рейтингом на IMDB 3.90. Несмотря на название, никакой это не сиквел и вообще непонятно, зачем и кому это нужно.

The Rules of Attraction / Правила секса, 2002


Реж. Роджер Эвери






Шумный сборник откровенных историй: энергетический вампир сходит с ума от любовных анонимок, гей ищет с кем бы перепихнуться построить личное счастье, девушка заходит в бар. Несмотря на обилие «грязных» деталей и циничных замечаний, фильм на удивление трогательный. Правда, главная интонация – совсем не от Брета (хотя автору эта экранизация нравится больше всех): Эллису свойственен предельно жесткий взгляд на вещи, а здесь то и дело прорываются настоящие эмоции. Кроме того, в ленте много маленьких чисто человеческих радостей: Джессика Билл бегает по коридорам в нижнем белье, одна из лучших девушек в мире, Шаннин Соссамон, грустно улыбается, есть замечательная встроенная заметка про то, как весело путешествовать по миру под кислотой и спать со всеми подряд.

The Informers / Информаторы, 2008


Реж. Грегор Джордан





Если в «Правилах секса» от духа книг Эллиса мало что осталось, то «Информаторы» в этом плане - стопроцентное попадание в цель. Звенит тоска, жизнь ничего не значит, кокаин надоел, алкоголь надоел, групповой секс надоел, задуматься бы о душе, да только где она. В картине аккуратно реконструируются 80-е, почти нет динамики, да и интриги, в сущности, никакой. Зато много прекрасных актеров на вторых ролях, в диапазоне от Ким Бейсингер до Билла Боба Торонтона. Есть фильмы, в которых нет воздуха, здесь же – только он и есть. Но это не тот воздух, что свеж и чист и дает надежду, это что-то из разряда «ветер в голове». Красота пустоты. Пустота красоты.

The Canyons / Каньоны, 2013


Реж. Пол Шредер





«Каньоны» - первый фильм по оригинальному сценарию Брета Истона Эллиса, этюд в неоновых тонах, зарисовка о трех богемных бездельниках, лениво катящихся в Ад. На главных ролях – mean girl Линдси Лохан, артист оригинального жанра Джеймс Дин и какой-то парень по имени Нолан Фанк. Картина с треском провалилась в прокате, критика разнесла ее в пух и прах, ребята из «Золотой малины», ерничая, номинировали Линдси на «Худшую актрису» (совсем дураки), но не так страшен черт. «Каньоны» - это вещь в себе, отличный подарок для фанатов Эллиса и любителей диковинных шкатулок. Да, порой это скучное, даже утомительное кино, такие «проблемы белых людей», но в нем помимо натянутых стилизаций, пустой болтовни и потасканного шика есть какая-то странная, гипнотическая магия.