Иди и смотри: «Война Чарли Уилсона»


У либерального конгрессмена Чарли Уилсона (Том Хэнкс) все отлично: он много и задорно работает, еще больше пьет, а разные интересные люди приглашают его поплескаться в джакузи со стриптизершами. И вот как-то раз, сидя в теплой водичке с бокалом шампанского, он видит по висящему напротив телевизору сюжет про то, как Советский Союз не дает спокойно спать Афганистану. В его голове зажигается тревожная лампочка, и он понимает, что нужно немедленно что-то делать: для начала вкинуть пару лишних миллионов в крутое оружие для угнетенного афганского народа, а дальше как пойдет.

И понеслась: Чарли подключает все свои многочисленные связи — привлекает специалиста по Афганистану, который долго пылился на нижних полках в ЦРУ (грандиозный Филип Сеймур Хоффман), названивает своей влиятельной подруге, которая раньше блистала в свете, а потом ударилась в право-радикальное христианство (Джулия Робертс), начинает дружить с шейхами и так далее, и так далее. Вскоре в операцию начинает поступать все больше средств, советские вертолеты купаются в пламени, все счастливы, довольны и неважно, что там впереди.

На уровне перечисления имен «Война Чарли Уилсона» выглядит как мечта идиота: в режиссерском кресле — лучший человек на свете Майк Николс («Выпускник»), за столом сценариста — Аарон Соркин, в кадре — Том Хэнкс, Джулия Робертс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Эмили Блант (в крошечном, но незабываемом эпизоде), все, хватит, запятые не резиновые. Фильм поставлен по вполне серьезной книге журналиста Джорджа Крайла Charlie Wilson`s War: The Extraordinary Story of the Largest Covert Operation in History, но Николс взял курс скорее на фарс, чем на серьезное политическое кино. И это был хороший ход: картине тут же удалось вырваться за узкие рамки жанра «кто виноват» и превратиться в довольно убедительное высказывание на тему того, чем обычно вымощена дорога в Ад.

Тем, кто чурается политики (или историй про то, как люди сами мастерят себе гробы), лента все равно может предложить массу занятного. К Тому Хэнксу еще не приклеилось фирменное кисло-напряженное выражение лица, поэтому от его ужимок все женщины в кадре начинают глупо хихикать. В один прекрасный момент в кадре появляется Эмили Блант с голыми ногами, и все остальное минуты на три теряет смысл. Есть коротенькая сцена, где Эми Адамс напивается на светском приеме в компании собак и выдающийся эпизод, где великий актер Хоффман разбивает стекло по причине того, что кругом одни мудаки. Поскольку Соркина, кажется, практически никто не контролировал, шутят преимущественно про сиськи. В принципе, общий градус бодрости здесь такой, что фильмом вполне можно заряжать разные электрические приборы.

В российский прокат эта картина предсказуемо не вышла: Universal Pictures International Russia посчитала, что Советский Союз был выставлен Николсом не в лучшем свете. Кто хоть раз читал биографическую справку режиссера, на этом месте должен залиться хохотом, а для тех, кто не читал, просто скажем, что настоящее имя Майка — Игорь Пешковский. Впрочем, это даже и неважно, дело как раз в том, что «Война Чарли Уилсона» — это не патриотический плакатик, не ода борьбе с коммунизмом и даже не тонкая сатира на Америку с ее вечным стремлением к праведному идиотизму, а броское и доходчивое напоминание о том, что люди — в принципе опасные кретины, вне зависимости от пола, места жительства и политических взглядов. В ленте этого нет (и ее за это в свое время ругали), однако Уилсон со своим «а давайте дадим моджахедам нормальное оружие» повлиял на то, что все эти хмурые люди со стингерами оказались 11 сентября 2001-го года в США известно у какого здания. Но, в общем и целом, Майку и необязательно было проговаривать это вслух: по кривой ухмылке Чарли в конце фильма становится совершенно ясно, что он явно наломал нехилых таких дров.

Мария Ремига


comments powered by Disqus