«Бруклин»: А тому ли я дала обещание любить

Diana Levchenko,

Лента «Бруклин» Джона Краули, в отличие от остальных претендентов на «Оскар», не рассказывает как выжить в экстремальных погодных условиях, при апокалипсисе, в окружении педофилов, во время холодной войны или финансового кризиса, но каким-то образом простой истории о девушке, пытающейся построить свою жизнь за пределами родной земли, удается задеть зрителя любой категории за живое.

Юная Эйлиш (Сирша Ронан) из маленького ирландского городка Эннискорти днем работает продавцом в лавке у местной грымзы, а вечерами ходит на пляски в плешивом клубе, где, с тоской смотря в стену, ждет принца, который пригласит ее на танец. Старшая сестра, печально взирая на все это действо, просит знакомого пастора найти работу и жилье для Эйлиш в Америке. Так девушка непроизвольно попадает на судно до Нью-Йорка, где ее ждет все та же работа продавщицей и танцы по вечерам, но уже в заметно более приятном окружении — трудиться придется у красотки-начальницы (бывшей жены Дона Дрейпера), а кавалеры на вечеринках, как говорится, на любой вкус и цвет. Так Эйлиш и знакомится с итальянцем-сантехником (Эмори Коэн), который влюбляется в нее по самые водопроводные трубы.

Поначалу «Бруклин» кажется несколько наивным, поскольку перебирает все жанровые клише: от добрых попутчиц, приодевающих главную героиню по пути, до строгой, но сопереживающей тетушки-наставницы (по совместительству хозяйки квартиры). Иммигрантка-простушка с упоением учится правильно есть макароны перед ужином у итальянской семьи и так же трепетно подбирает купальник для первого выхода на пляж, в этом опять же ей помогают все вокруг. Казалось бы, жизнь наладилась, но внезапно Эйлиш вынуждена вернуться на некоторое время в Эннискорти, а вот там уже добрых фей ждать не приходится. Мысленно девушку уже сосватали с местным богатым наследником (Донал Глисон), который, как назло оказался довольно милым и обходительным молодым человеком, а про роман с итальянцем мать еще и не слышала.

«Бруклин» — очень важная картина о взрослении, в том числе о принятии собственных решений и ответственности за них. Это одновременно легкий и приятный фильм, в некотором роде похожий на «Воспитание чувств», автором сценария которого также выступил Ник Хорнби. Все тот же тезис о самостоятельности и важности образования не забыт, но главное на повестке — все-таки выбор спутника, в котором прагматизм не уступает сердечным порывам, как это обычно принято в такого рода фильмах. Так косноязычный рабочий, планирующий построение родового гнезда, противопоставлен скучающему интеллигенту, планирующему переезд только если в пустеющий родительский дом.

Хорнби в который раз высказывается на женскую тему, делая это не хуже коллег по цеху женского пола. Ему в этой нише комфортно, зрителю — приятно, тут, как говорится, ничего нового. Что примечательно, так это эволюция Сирши Ронан. Актрису вряд ли можно назвать «открытием», номинации на «Оскар» она получала еще в младших классах школы, но тем не менее, бездонно голубые глаза теперь блестят совсем по-другому: стать и мимика уже не позволяют назвать ее угловатой девочкой, которой она была на экране еще несколько лет назад. Глядя на очередную для Сирши номинацию, хочется сказать, что это начало чего-то нового, и, как говорится, то ли еще будет.

Дайана Левченко