«Борг/Макинрой»: Идентификация Борга
Дарья Житкова,
Главный нюанс здесь в том, что картину стоило назвать просто «Борг», ибо национальный герой на протяжении повествования остается один. Один в зале, один на пресс-конференции, один на корте. По итогу оказывается, что это не летопись противостояния двух сильных личностей, а, скорее, история борьбы с собой, которая рано или поздно заканчивается.

Борг/Макинрой / Borg vs McEnroe
Режиссер: Янус Мец Педерсен
В главных ролях: Стеллан Скарсгард, Шайа Лабаф, Сверрир Гуднадсон, Бьерн Гранат
Дата выхода в РФ: 5 октября 2017 года

Накануне Уимблдонского турнира 1980 года датчанин Бьорн Борг (Сверрир Гуднадсон) был первой ракеткой мира и готовился заполучить чемпионский титул в пятый раз подряд. Единственным, кто стоял у него на пути, был Джон Макинрой (Шайа Лабаф) — молодой американец со взрывным характером. На первый взгляд в двух спортсменах мало общего: одного публика обожала, другого ненавидела, но на самом деле они были невероятно похожи. Давление прессы, общее напряжение и колоссальная нагрузка настолько поменяли обоих спортсменов, что одному из них пришлось выйти на пенсию в возрасте 26 лет.

«Борг/Макинрой» открывал кинофестиваль в Торонто, но там ему на пятки наступала другая картина о теннисе — «Битва полов», которая показалась критикам увлекательнее. Впрочем, «Борг» не менее интересен, поскольку «борьба льда и пламени» здесь показана с почти документальной точностью. Датчанин Янус Мец Педерсен ранее снимал неигровое кино, да и скандинавский подход не подразумевает игру на поле чистых эмоций.

Для режиссера достоверность явно стояла на первом месте: детство теннисистов аккуратно воспроизведено со всеми деталями (Борга в юности играет его 13-летний сын), а финальный матч занимает половину экранного времени. Занятно, что при очевидной разнице темпераментов у спортсменов как будто один большой путь на двоих — оба были задирами на корте, оба сталкивались с непониманием родителей, которые считали, что теннис отвлекает их от учебы.

Выверенный образ шведа, будто сошедшего с обложки журнала о серфинге или с показа Тома Форда, резонирует с небрежным американцем. Однако сдержанность Борга была связана не столько с его скандинавской натурой, а сколько с работой над собой: чемпионство было для него лишь неким бонусом к победе во внутренней войне. Макинрой, в свою очередь, вышел на корт еще совсем молодым, он не умел сдерживать себя, но явно обладал огромным потенциалом. И в этом плане выбор Лабафа на роль — точное попадание. Шайя в последнее время как будто начал подниматься над бунтарской частью своей натуры и снова заявлять о себе в первую очередь как об актере, а не медийной персоне.

Несмотря на «холодный» подход к событиям, Педерсена волнует реконструкция не только исторических, но и психологических процессов. Однако как раз здесь режиссер начинает терять хватку. Сначала кажется, что можно на себе почувствовать давление тренера, публики или вездесущей прессы, но потом приходит понимание, что Янус только и делает, что эксплуатирует тему социального прессинга. Второй план не прописан вообще — второстепенные герои просто создают необязательный фон, будь то тренер-неудачник в исполнении Стеллана Скарсгарда или невеста Борга, румынская теннисистка, сыгранная Тувой Новотны, которая, ко всему прочему, на 15 лет старше своей героини.

Несмотря на это, фильм все равно способен увлечь — в основном за счет энергии между главными героями и отсутствия набившего оскомину «голливудского» пафоса, обычно присущего подобным картинам. Главный нюанс здесь в том, что картину стоило назвать просто «Борг», ибо национальный герой на протяжении повествования остается один. Один в зале, один на пресс-конференции, один на корте. По итогу оказывается, что это не летопись противостояния двух сильных личностей, а, скорее, история борьбы с собой, которая рано или поздно заканчивается.