Берлинале 2017: Last but not least
Maria Remiga,

Берлинский кинофестиваль завершился, но тексты, как известно, не кончаются никогда. Не о всех фильмах мы успели вам рассказать, поэтому ловите дайджест картин, которые мы успели посмотреть и на которые стоит обратить внимание.


Заложники
реж. Резо Гигинеишвили

Безоговорочный победитель в неофициальной секции «Вот это поворот!» — грузинский триллер режиссера Резо Гигинеишвили («Жара», «Любовь с акцентом»), который раньше славился коммерческими картинами, причем коммерческими настолько, что создавалось впечатление, будто их снимал специально обученный робот. С «Заложниками» все иначе — это очень пронзительная история молодых людей, которые решили захватить пассажирский самолет, летящий из Тбилиси в Батуми, и сбежать на Запад. Живая драматургия, точная актерская игра, сдержанный, и при этом полный скрытой боли саундтрек (Гия Канчели, на минуточку) — получился тихий фильм о громких вещах, печальная баллада для трубы, которая, кроме прочего, еще и основана на реальных событиях (в картине также использованы документальные кадры). Здесь есть свои неровности и провалы в банальность, но нет никакого эмоционального шантажа — режиссер оставляет свободу интерпретаций и не давит на зрителя, в приказном тоне советуя, кому в этой истории сочувствовать, а кого осуждать. И это, пожалуй, главное достижение фильма.


Return to Montauk / Возвращение в Монток
dir. Volker Schlöndorff

Новая работа немецкого классика Фолькера Шлендорфа («Жестяной барабан») неторопливо рассказывает историю двух потерянных душ: знаменитого писателя Макса (Стеллан Скарсгард) и успешного юриста Ребекки (Нина Хосс). Когда-то давно эти двое были счастливы вместе, однако время развело их по разным берегам. Спустя много лет они встречаются в Нью-Йорке и решаются отправиться в Монток — место, где до сих пор бродят призраки прошлого. Камерная, отчаянно неброская картина легко может показаться кому-то тягомотиной из серии «проблемы белых людей», и порой при просмотре действительно клонит в сон: видимо, когда режиссер решил осуществить полновесный переход к более личному кино, он заодно и сбросил со счетов динамику. Но все же есть в этой ленте какая-то волнующая щемящая нота и расслышать ее не так уж и трудно — было бы желание.


Le jeune Karl Marx / Молодой Карл Маркс
dir. Raoul Peck

Режиссер Рауль Пек в этом году не только отметился на Берлинском кинофестивале сразу двумя картинами, но и получил номинацию на «Оскар» за одну из них — документальную ленту I Am Not Your Negro. Второй фильм, историческая драма про юность Карла Маркса, осталась, по сути, незамеченной. Жаль, ведь это весьма увлекательная лента, которая без лишнего пафоса и с отличным юмором рассказывает о написании одной из самых важных книг на свете — «Капитала». Рауль не пытается сделать интерактивный учебник истории или пламенный манифест, а задает некую среду, в которой интересно находиться как актерам, так и зрителям, и на выходе получает взвешенное, уверенное, но при этом не скучное кино.


The Trial: The State of Russia vs Oleg Sentsov / Процесс
реж. Аскольд Куров

В этом году жюри Берлинале во главе с Полом Верхувеном старалось абстрагироваться от политики, однако программа фестиваля, как всегда, пестрила фильмами, бегущими по лезвию бритвы. «Процесс» — одна из самых острых в этом плане картин, поскольку дело Сенцова вышло далеко за рамки сложных отношений России с Украиной. Сухая, ободранная до костей документальная лента, неровно сшитая из бесконечных судебных слушаний и реакций всех причастных к делу, в итоге оказывается не просто очередным выступлением в духе «привет, тоталитаризм», а напряженной, голливудского толка историей о том, как власть пытается перемолоть в муку человека, отстаивающего свои принципы. В другой системе координат дело Сенцова уже попало бы на карандаши кинопродюсерам, ибо такое не выдумаешь, абсурдных деталей здесь — вагон и маленький автозак. Однако пока за дух времени вынуждено отдуваться документальное кино, и оно с этой задачей вполне справляется.