Берлинале 2016: Обзор Конкурсной Программы

Катя Карслиди,

Продолжаем рассказывать вам про фильмы, которые участвуют в программе 66-го Берлинского кинофестиваля.

Борис без Беатрис / Boris sans Béatrice
Реж. Дени Коте
В главных ролях: Джеймс Хайндмен, Симона-Элиза Джерард, Дени Лаван, Изольда Дихаук, Дуня Сычева

Борис Бритва (Джеймс Хайндмен) – успешный бизнесмен и любимец женщин (что вообще странно для человека с таким лицом) наблюдает за тем, как любовь всей его жизни по имени Беатрис (Симона-Элиза Джирард) страдает от меланхолии. С каждым днем она все сильнее погружается в это состояние, переставая подниматься с кровати и даже разговаривать. Борис нанимает для нее сиделку, а сам ищет утешение в объятьях других женщин. Когда здоровье любимой ухудшается, он встречает загадочного человека в золотом халате (Дени Лаван), который обещает излечить Беатрис, если Борис умерит свою горделивость, наладит отношения с дочерью и перестанет причинять боль возлюбленной. По мере того, как Борис исправляет свои ошибки, Беатрис постепенно приходит в себя.

Персонаж Дени Лавана служит своеобразным «голосом совести», указывая главному герою на то, какой вред он наносит любимым людям своими поступками. Все бы ничего, да исполнение больше походит на философию для младших классов, а метафора о «совести» настолько поверхностна, что ее и метафорой-то сложно назвать. Картина выглядит до безобразия претенциозно, кажется, что режиссер искал вдохновения в фильмах Соррентино и других европейских авторов с узнаваемым почерком, но свой стиль так и не нашел. В сюжете, конечно, иногда проскальзывают остроумные шутки и при желании в нем можно найти даже какие-то плюсы, но во время просмотра настолько сильно ощущается отсутствие у режиссера творческой свободы, что пропадает всякое желание этим заниматься. Также сложно отметить кого-то из актеров, выдающегося перформанса в картине не сыскать. Лаван не в счет, его персонаж появляется в двух эпизодах, после чего мы продолжаем страдать дальше.
Герои довольно часто без всякой причины переходят с французского на русский и английский язык, что вызывает подозрение, не сел ли ты на пульт, после чего начинаешь задумываться «а не переключить ли мне канал».

Бонус: камео Брюса ЛяБрюса в образе премьер-министра:


Когда тебе семнадцать / Quand on a 17 ans
Реж. Андре Тешине
В главных ролях: Сандрин Киберлэн, Кейси Моттет Кляйн, Алексис Лоре, Corentin Fila

Томас и Дамьен – семнадцатилетние одноклассники, которые периодически пытаются надрать друг другу задницы, пока не осознают, что на самом деле влюблены друг в друга, и все это время ими двигала настоящая страсть.

Идея снять фильм о том, как двое подростков познают свою сексуальность и впервые влюбляются, преодолевая стереотипные барьеры, кажется весьма многообещающей. Но режиссер Андре Тешине будто нарочно выбрал самый нудный и несвязный способ повествования, при том набрав на главные роли максимально отталкивающих актеров, которые вдобавок с трудом справляются с работой. Эта незамысловатая история длится 2 часа, действие развивается мучительно медленно, персонажи будто на повторе то дерутся, то целуются, но большую часть хронометража просто многозначительно смотрят друг на друга. К тому же, режиссер решил напихать в фильм как можно больше социальных тем, чтоб уж наверняка.

Конечно, картина найдет своего зрителя благодаря замыслу, но исполнение понравится далеко не всем. Этим фильмом действительно можно пытать людей.


Будущее / L'avenir
Реж. Миа Хансен-Лёве
В главных ролях: Изабель Юппер, Андре Маркон, Роман Колинка, Эдит Скоб, Сара Ле Пикард

Натали – писатель и преподаватель философии в старшей школе. Она ведет размеренный образ жизни, вот уже 25 лет состоит в счастливом браке и заботится о своей проблемной матери. Все было прекрасно до тех пор, пока в ее жизни не стали происходить кардинальные перемены: сначала Натали сократили на работе, затем муж объявил, что уходит к любовнице, а состояние здоровья матери совсем ухудшилось. Неудивительно, что женщина решает бросить все и уехать за город к своему бывшему студенту, который живет в уютном домике в горах с группой философов-активистов.

Но нет, все не обернется интрижкой с молодым студентом, как может сначала показаться. Эта история о женщине, которая не ищет утешения в чужих объятьях, а пытается справиться с проблемами собственными силами. Потеряв все, главная героиня понимает, что наконец обрела свободу, которой ей так не хватало все эти годы. Осталось только понять, как этой свободой распоряжаться.

Несмотря на довольно многообещающее содержание, сюжет у фильма настолько вялотекущий, что вполне способен усыпить неподготовленного зрителя. Такое кино не ломает границы, не получает крупных фестивальных наград и не изобретает что-то новое – оно просто существует. Вы ничего не пропустите, если не захотите его смотреть, но и ничего не потеряете, если все же решитесь на это дело (кроме, пожалуй, полутора часов жизни).
Главным плюсом картины, помимо Изабель Юппер, оказался очаровательный француз Роман Колинка, который совмещает в себе все положительные качества самых горячих французских актеров — таких как Гаспар Ульель или Луи Гаррель. Парням в скором времени придется подвинуться. Юппер же на данный момент является одной из главных претенденток на «Серебряного медведя».

More to come! Stay tuned!