Beat Film Festival 2017: «Брекзитания»

Мария Ремига,

Brexitannia / Брекзитания
Режиссер: Тимоти Джордж Келли
Дата премьеры в РФ: 29 мая в рамках Beat Film Festival

В 2016-м году был проведен референдум за выход Великобритании из Европейского союза. 51,9% проголосовавших высказалось «за», тем самым решив судьбу страны. Что было дальше — уже история: шок, вал критических статей, бесконечные переговоры. Через год режиссер Тимоти Джордж Келли (автор отличной документалки A City Is an Island про музыкальную сцену Монреаля) тщательно опросил самых разных людей по поводу случившегося, взял интервью у нескольких знаменитых интеллектуалов, и сделал четкий и внятный фильм про самое впечатляющее политическое «что это было?» прошедшего года.

Склеить в одну композицию мнения народа и высказывания известных интеллектуалов (в диапазоне от Ноама Хомского до Гая Стэндинга) — прием насколько простой, настолько и блестящий. Добавьте сюда черно-белую гамму и получите беспроигрышный вариант: драматизм ситуации аккуратно обрамлен и подчеркнут, Брексит разложен на составляющие, а зритель волен выбирать ту точку зрения, которая ему ближе.

Кто-то боится притока мигрантов, кто-то воспринимает Брексит как возможность показать правительству, где раки зимуют, кто-то жалеет о потерянной возможности свободно путешествовать по ЕС. С чисто бытовой точки зрения масштаб бедствия еще только предстоит осознать, и это то, что можно как-то подсчитать, загнать в рамки сухого экономического анализа. Однако живые лица впечатляют больше цифр: полностью отдавая фильм на откуп своим героям, Келли срывает джекпот, добиваясь удивительной степени сопереживания без пафосных речей, громких слов и стальных интонаций.

Не случайно, наверное, глава с высказываниями экспертов идет в самом конце и занимает куда меньше времени. Лучшие умы человечества пытаются объяснить, как Брексит сделал политику драматичней любого, даже самого напряженного сериала; звучат умные слова про неолиберализм, глобализацию и переход на тотальную автоматизацию, но это предсказуемо цепляет меньше, чем короткие истории про страх потерять свое рабочее место. Цепляет меньше, но зато дает пищу для ума и делает картину цельной и законченной, несмотря на то, что вопросов по просмотру остается больше, чем ответов.

Мария Ремига

Полную программу фестиваля и билеты на сеансы вы найдете тут.