ММКФ-2016: «Выпускной»


Выпускной / Bacalaureat
Режиссер: Кристиан Мунджиу
В главных ролях: Адриан Титьени, Мария-Виктория Драгус, Лиа Буньяр

Врач с поэтичным именем Ромео Альдеа растил свою дочь Элизу с мыслью о том, что она уедет из Румынии и начнет за границей лучшую жизнь. На алтарь этой мечты было положено все: детство девочки прошло между курсами английского и олимпиадами; родители не жалели ни денег, ни сил. И вот Элиза уже поступила в британский институт, осталось только сдать аттестационные экзамены на родине на «отлично». Но случайное происшествие ставит конечную цель под угрозу: средь бела дня недалеко от школы на девушку нападает насильник — Элизе удается вырваться, отделавшись легкими ушибами, но из-за эмоционального потрясения она не может на следующий день сосредоточиться на экзамене. Высокого балла уже не видать, а вместе с ним и идеальной жизни за рубежом.

Новая румынская волна продолжает жить и процветать, что подтверждают два ее ярких представителя Кристиан Мунджиу и Кристи Пую, чьи картины в этом году участвовали в основном конкурсе Каннского фестиваля. Мунджиу положил в основу своей картины одну из ключевых тем современного кинематографа Румынии — эмиграция. Поколение сорокалетних родителей убеждено, что жизнь в своей стране может принести только страдания и отсутствие перспектив. Их сожаление о неправильно принятом в молодости решении отражается в детях, которым сызмальства вкладывается восприятие, отторгающее все родное. Более зрелые представители общества придерживаются обратного мнения: чтобы жизнь стала лучше, надо остаться и все исправить.

В «Выпускном» присутствует проблема насилия, но она скорее является вспомогательным элементом, благодаря которому можно раскрыть сразу и отношения отцов и детей, и социальный вопрос, и место случая в судьбе человека. Нападение на девушку остается шокирующим и девиантным событием, но рассматривается в первую очередь как препятствие на пути к счастью. Именно поэтому Ромео не хочет, чтобы Элиза придавала этому происшествию большое значение — упущенный шанс, по его мнению, будет стоить дороже, а благополучие дочери для него на первом месте. Ветка отец-дочь за счет своей естественности очень трогательно выстроена: в диалогах можно услышать фразы, которые определенно когда-то произносились нами или нашими родителями. Они так западают в душу, что герои сразу кажутся какими-то знакомыми.

Развитие социального вопроса уходит в подробное воссоздание коррупционной машины общества: полиция, школа, больница, связисвязисвязи. Ситуация, правда, построена так, что не бросишься сразу обвинять героя в бесчестности. Его действия нелегальны, но кому в подобной ситуации не пришли бы те же мысли, ведомые праведным намерением. Вреда он никому не причинит, и вообще, это только восстановление справедливости, но именно это обманчивое мышление пытается разоблачить Мунджиу — вся затея принимает глобальный масштаб. На общий ход картины такое решение воздействует двояко: темп повествования замедляется, начинает казаться, что общая идея размывается в череде происходящего, но в итоге такой сюжетный поворот играет важную роль — это не то что бы мораль, но немаловажная деталь в задумке режиссера.

Фильм Мунджиу вообще очень родной для русского человека: те же стремления у героев, те же местные проблемы, те же обшарпанные пятиэтажки и щемящие подробности, которые позволяют провести параллель с нашей страной. Именно такого рода социальное кино хотелось бы видеть про Россию. Режиссер не насмехается над своими персонажами, но и не поддерживает ни одну из точек зрения. Просто есть разные пути, и по какому из них идти, каждый должен выбрать сам: сыграет тут роль судьба или любовный роман, а может, и вера в будущее.

Анастасия Муяссарова


comments powered by Disqus