Каннский кинофестиваль 2017: «На пределе»

Aus dem Nichts / На пределе
Режиссер: Фатих Акин
В главных ролях: Дайан Крюгер, Нуман Акар, Ульрих Тукур, Йоханнес Криш

Катя вышла замуж за немца с турецкими корнями, когда он сидел в тюрьме за продажу наркотиков. После его освобождения у них родился сын, и с тех пор ее супруг занялся легальным бизнесом. В один день, оставив сына и мужа на его работе, Катя едет встретиться со своей сестрой. Возвратившись обратно, она видит кучу полицейских машин. Только что произошел теракт, в котором погибли оба ее родных человека. Кате приходится справляться со своим невыносимым горем, пока ведется расследование. Все указывает на след нацистов.

Наверно, даже по одному описанию несложно понять, что новый фильм Фатиха Акина — это emotional porn. Таков он и есть — оператор наводит план покрупнее на лицо ревущей Дайан Крюгер, а повествование порой прерывают видеоролики из светлого прошлого. Несмотря на это, есть пара действительно сильных драматических сцен бессловесного характера, да и Акина к тому же интересует позиция женщины и ее трагедии в обществе и семье, поэтому он не фокусируется на одном образе сжимающей фотографии несчастной. Радует к тому же, что Акин ограничился не только сентиментальным слоем и развивает историю еще как и судебную драму, в меру напряженную и увлекательную. Судебные заседания — жесткие и страшноватые, адвокаты — худшие люди, а желание задушить обвиняемых — сильнее с каждой секундой. Дайан Крюгер тем временем показывает всю силу своего актерского таланта (можно поспорить, конечно, что в такой громкой, эмоциональной роли, где героиня неизбежно вызывает большую эмпатию, это не то что бы сложно).

В таком невыдающемся, но довольно увлекательном стиле проходит почти весь фильм, но финальная его часть — это что-то из другой оперы, и вот в ней Акину совсем отказывает чувство меры и здравый смысл. Героиня мыкается туда-обратно, меняет решение из-за прилетевшей птички только для того, чтобы прийти к самому плохому варианту, а нацистов по итогу вроде как рекомендуется использовать сугубо как сырье для мыловарения. Всех их надо повесить на их же кишках, спасибо за внимание, вот карточка с занимательным и заставляющим задуматься реальным фактом перед титрами. В общем, в поисках впечатляющего финала для фильма, который более-менее справлялся с ординарным, сдержанным изображением пост-травматического периода, режиссер здорово так споткнулся и улетел прямиком в чулан замшелых штампов байопиков. Надеемся, что выберется.

Сергей Кощеев