«Антропоид»: Цель номер один


Антропоид / Anthropoid
Режиссер: Шон Эллис
В главных ролях: Джейми Дорнан, Киллиан Мёрфи, Шарлотта Ле Бон
Дата премьеры: 4 ноября (Бритфест)

1941 год, агенты Йозеф Габчик и Ян Кубиш отправлены изгнанным чехословацким правительством в оккупированную Прагу с важной миссией: им предстоит ликвидировать Рейнхарда Гейдриха, третье лицо Рейха и протектора Богемии и Моравии, которого за жестокость ещё при жизни прозвали «пражским мясником». C остатками сопротивления герои пытаются выполнить свое задание, которое войдет в историю под названием «Антропоид».

«Антропоид» — далеко не первый фильм об удачном покушении на высокопоставленного нациста. В 1943 году о том же событии культовый режиссёр Фриц Ланг снял «Палачи тоже умирают», но на момент выхода ленты не все обстоятельства операции были известны, поэтому о достоверности картины говорить не приходится. Но, поскольку прошло больше семидесяти лет с момента убийства Гейдриха и многие факты были обнародованы, теперь можно снять исторически точное и вполне реалистичное кино. И «Антропоид», кажется, слишком сосредоточен на этих фактах. Режиссер во всем пытается загнать картину в четкие рамки, даже для заглавия фильма было выбрано сухое название операции — немного фантастическое и не совсем понятное слово. Дальше — хуже. Начинается и заканчивается лента самым ленивым образом — титрами на черном экране, которые рассказывают о предыстории и последствиях операции. Из-за этого фильм выглядит вырванным из контекста и, более того, смотрится, как экранизация статьи из википедии. Такое же чувство вызывала «Игра в имитацию», которая к тому же каким-то чудом (см. деньги Вайнштейнов) взяла «Оскар» за лучший сценарий.

Большую часть времени «Антропоид» напоминает каноничную ленту о Второй Мировой войне: фильм снят в коричневых тонах, герои одеты в грязную одежду, а на их лицах тоска. Из-за одинаковых разрушенных декораций, кажется, что первая половина фильма была снята в одной комнате. В схожей по тематике «Валькирии» с Томом Крузом таких клише удалось избежать. Постоянно трясущаяся камера ловит картонных героев Мёрфи и Дорнана на очередной крупный план: ими движет лишь слепое желание убить Гейдриха, а суть их диалогов сводится к тому, что каждый чехословак должен быть готов умереть ради благополучия страны. На их фоне действительно необычной кажется моральная дилемма, стоящая перед представителями сопротивления, которые осознают последствия убийства: стоит ли жизнь одного нациста смертей нескольких тысяч невинных людей? И действительно, убийство Гейдриха обернулось настоящим террором: в Праге было убито несколько тысяч человек, пока агенты не были найдены.

Несмотря на вполне типичную основную часть фильма, сцены убийства «пражского мясника» и обороны церкви Кирилла и Мефодия в финале стоят особняком, и от них действительно трудно отвести взгляд. Больше всего поражает конец картины, в котором главные герои сливаются с другими членами сопротивления. Приём обезличивания успешно срабатывает: сопереживание уже знакомым персонажам переносится на всех бойцов. Финал без прикрас можно назвать страшным: кажется, любой из солдат готов скорее покончить жизнь самоубийством, чем сдаться. Однако яркость концовки меркнет перед серостью всего фильма, который в целом выглядит как двухчасовая упущенная возможность.

Алихан Исрапилов


comments powered by Disqus