Ave, Al

Мария Ремига,

25 апреля родился Аль Пачино.

Ученик Ли Страсберга, шекспировский актер со стажем, Аль всегда относился к себе со здоровой порцией иронии. Он не стесняется признаваться в собственных слабостях и не пытается казаться моложе.

Возраст — один из главных врагов актеров, однако Пачино смог подружиться с ним и заставить работать на себя. Его поздние роли — уверенные, сложные и смелые. Например, в недавнем «Унижении» Барри Левинсона Аль играет уставшего от жизни творца, намертво застрявшего в кризисе. Постоянный внутренний упадок приводит к тому, что он пытается покончить с собой, однако от путешествия на тот свет его спасает молодая девушка и не просто девушка, а Грета Гервиг.

В общем, даже в 75 Аль круче и моложе нас всех вместе взятых. В честь этого мы вычеркнули из своей жизни пару дней и пересмотрели несколько не самых очевидных картин из его впечатляющей фильмографии. Чего и вам советуем.


The Panic in Needle Park / Паника в Нидл-парке, 1971
dir. Jerry Schatzberg





Предтеча всяких «Реквием по мечте» и «Кэнди», «Паника» рассказывает грустную историю молодой художницы Хэлен и наркодилера Бобби, чьи отношения жестоко разбиваются о принцип «доза превыше всего». Эта картина — из той довольно редкой породы фильмов, где молодые наркоманы с творческими амбициями показаны не как романтические натуры, а как по-настоящему несчастные и жалкие люди. Китти Уинн, сыгравшая Хэлен, была удостоена приза в Каннах, но мы бы и Пачино с удовольствием золотой брелок дали — очень уж живой и небанальный персонаж у него получился.


Cruising / Разыскивающий, 1980
dir. William Friedkin







«Разыскивающий» — скандальный фильм Уильяма Фридкина, ради которого мужественный Аль впихнул свою мужественную задницу в узкие кожаные штаны и научился красить глаза. Фильм повествует о серийном убийце, который соблазнял безобидных посетителей гей-баров с садо-мазо уклоном и после парочки предварительных связываний ласк превращал их тела в содержимое пакетов для трупов. Аль играет полицейского под прикрытием, который проник в дивный мир «кожаных» баров, дабы вычислить засранца и упечь за решетку. Однако в ходе расследования дела герой Пачино видит слишком много голых мужских задниц, от чего начинает слегка ехать крышей. Фридкин хотел добиться максимальной правдоподобности в кадре, поэтому ходил с Алем по соотвествующим заведениям и не экономил на секс-сценах. Это благородное стремление к реалистичности в итоге сыграло с картиной злую шутку: во-первых, представители гей-сообщества почему-то страшно обиделись на Фридкина и мешали делать ему натурные съемки, а во-вторых картине влепили рейтинг «R» и то, только после того, как Уильям выкинул из фильма сорок минут оргий разного калибра. Разумеется, с таким набором исходных данных коммерческого успеха лента не имела, хотя она, стоит отметить, неплохая: в ней необычная атмосфера, совершенно потрясный Аль и убийца-дворецкий (кроме шуток, создатели сами не знают, кто убивал несчастных гомосексуалистов). Картина в свое время так крепко вдарила по мозгам Джеймсу Франко, что он посвятил ей целый фильм, где пытался воссоздать те самые вырезанные сцены.


The Insider / Свой человек, 1999
dir. Michael Mann






Известный даже рыбкам в аквариуме факт: Майкл Манн и Аль Пачино сделали вместе культовый фильм «Схватка», за что им спасибо огромное, но это был не единственный случай, когда у них здорово получалось работать на одной съемочной площадке. «Свой человек» — основанная на статье из журнала Vanity Fair драма про то, как два маленьких (условно) человека — честный журналист (собственно, Аль Пачино) и бывший вице-президент крупной табачной компании (Рассел Кроу в смешном парике) пытаются победить гнусные корпорации. Манн, как это часто с ним бывает, с маниакальной точностью перевел реальную историю на язык кино: все факты остались на месте, за исключением пары имен. Аль здесь наглядно демонстрирует, что для того, чтобы быть крутым, необязательно размахивать пушкой и заваливать стол горой кокаина, самое главное для крутого парня — титановый внутренний стержень (читай: стальные яйца).


Insomnia / Бессоница, 2002
dir. Christopher Nolan





До высокобюджетных сказок про гиперкуб Кристофер Нолан, как известно, некоторое время искал свой почерк: даже его ранний локальный хит Memento довольно далек от нынешних монументальных работ, в которых черного всегда больше, чем остальных цветов. «Бессоница» — первый большой студийный проект режиссера, с внушительным бюджетом и звездами класса А: в актерском составе, помимо Пачино, можно обнаружить Хилари Суэнк и Робина Уильямса. Нолана принято хвалить за его прикладные таланты, но в этой картине он пока еще не дает развернуться им в полную силу: лента, несмотря на отдельные удачи (собственно бессоница, например, очень здорово показана), выглядит несколько непродуманной. Знаменитый американский критик Дэвид Бордвелл в свое время даже вооружился калькулятором, посчитал длительность чуть ли не каждого кадра и разнес в пух и прах нескладный монтаж фильма. Впрочем, к Пачино претензий никаких: он предельно убедителен в роли полицейского с принципами, которому никак не удается нормально поспать.

В одном фильме мне приходится гнаться за героем Робина Уильямса по бревнам, которые плавают в воде. Такую сцену не следует шлифовать до идеального состояния. Для нее главное — спонтанность. В спонтанности весь фокус.


Angels in America / Ангелы в Америке, 2003
dir. Mike Nichols





Сериал от режиссера «Кто боится Вирджинии Вульф?» — это, что называется, настоящий take my money. Действие происходит в рейгановской Америке, в центре сюжета — затейливое переплетение судеб совершенно разных людей: от умирающего от СПИДА адвоката до мечтальной домохозяйки на валиуме. Актерский состав собран по принципу «мама дорогая» — в него входят такие люди, как Аль Пачино, Мерил Стрип и Эмма Томпсон. Один сезон, шесть серий, тонна золота: в частности, имеет место быть гениальный монолог героя Пачино на тему того, что он имеет мужиков, не являсь при этом геем (Фридкин, привет!).